Новости, анонсы, афиша
Архив новостей
Подписка на новости

Биография
Награды
Фотоальбом

Интервью
Рецензии
Публикации

Роли в театре
Текущий репертуар
Фильмография
Литературная основа [ ! ]

Форум
Гостевая книга
Интересные ссылки
Театр Современник
На главную


Обаяние "интердевочки в погонах"

21-22 января на сцене Екатеринбургского академического театра драмы в спектакле "Двое на качелях" (по пьесе Уильяма Гибсона) блистала заслуженная артистка России, любимица публики Елена Яковлева. Накануне нам посчастливилось с ней пообщаться.

Елена попросила не снимать ее крупным планом, ссылаясь на то, что не успела привести себя в порядок (несмотря на это, выглядела она просто прекрасно), и, "ломая пальцы", шутливо сказала: "К спектаклю надо готовиться основательно. И, если бы мне не мешали журналисты, я бы, наверное, это сделала". А потом со свойственной ей трогательной улыбкой обреченно выдохнула: "Ну, спрашивайте..."
Интересно было все: от подробностей ее творческого роста до ее человеческих качеств.


Ее "Качели..." вознесли


- Что для Вас спектакль "Двое на качелях" и почему именно его Вы привезли в наш город?

- Этот спектакль - мой дебют на сцене "Современника", который состоялся 10 лет назад. В Москве сейчас он уже, к сожалению, снят, а так хочется продлить любовь к нему. Дебютировали мы с Николаем Попковым, и сегодня мы снова вместе на сцене. А это для меня - своеобразный уход в годы моего раннего творчества. Выбор пал на Екатеринбург, так как Николай Попков - главный режиссер вашего театра, плюс выпускник Свердловского театрального училища. Да и здесь живут почти все родственники моего мужа, актера театра "Современник" Валерия Шальных. Именно в этом городе мой супруг "заболел" театром. Заслуга в том руководителя драмкружка, к сожалению, не помню ее имени отчества. Мне всегда хотелось познакомиться с этой женщиной, которая смогла привить такую любовь к театральному искусству у мальчика - подростка, так взбудоражить юношеские сердца.

- А когда Вы "заболели" театром?

- Я осознанно начала мечтать о сцене с 5-го класса. Мы жили тогда в Харькове. И по окончанию школы меня потянуло в Москву, поступать в театральный вуз. Но два года я не решалась туда ехать. Отговаривала мама: "Лена, кому ты нужна в Москве? У всех режиссеров есть свои дети, родственники, знакомые, которых надо как-то устраивать". Я всегда как-то была не уверена в себе. Начала работать на радиозаводе, потом библиотекарем. Но никакого удовлетворения не получала. И в 1980 году все-таки уехала в столицу.

- И с первого раза поступили в ГИТИС?

- Повезло, наверное. Был 1980-й год. Олимпийские игры. Может, комиссия в этой суете просто позволила девочке-провинциалке попробовать себя.

- Украина - Ваша родина? Трудно ли преодолевать ныне выстроенные границы?

- Для меня они просто не существуют. Ведь на Украине все мои родственники. И если возникнет необходимость, я нарушу все границы и преодолею все запреты.


Героини своего времени


- Вашу решительность подтверждает творчество: контрастные роли, пластичная игра с максимальным перевоплощением. Но не испытываете ли Вы двойственных чувств по поводу того, что истинная известность пришла к Вам после фильма Петра Тодоровского "Интердевочка" и Ваш образ продолжительное время ассоциировался с героиней фильма?

- Это был один из первых фильмов, обнажающих суровые реалии внешне приличной советской действительности. Видимо, поэтому эта роль так всем запала в душу. А ведь параллельно с этим я снялась в фильме "Сердце не камень" (режиссер Пчелкин). Но об этом как бы никто не помнит. У всех на устах "Интердевочка", "Черный квадрат", "Каменская". А более 20 других картин, типа "Воспитание жестокости у женщин и собак" как бы за кадром. Знаете, кинематографистам вообще свойственно увидеть актера в чем-то одном и начать пользовать его именно в этом. Мне удалось вырваться из рамок "интердевочки".

- И причем дорасти до майора милиции. Честно говоря, уже невозможно представить никого другого в главной роли сериала "Каменская". А вот многие зрители жалеют Ваше здоровье, так как в фильме Вы постоянно пьете кофе и курите. Повлияет ли как-нибудь недавно принятое постановление Думы о запрете курения на пагубное пристрастие столь любимой народом Насти Каменской?

- За первые 16 серий я так опилась кофе и обкурилась, что на предложение кого-нибудь из коллег испить чашечку кофе со страхом врала: "Знаете, я только что попила". Представляете, три дубля "затяжек от души" и больше уже ничего не надо. Когда начали снимать второй блок сериала (16 серий) мы с режиссером Юрием Павловичем Морозом единогласно постновили: "Надо Настю отучать от курения". Придумали, как в канву сценария ввести необходимость бросания курить. Даже решили, как художественно это оформить: на все стены Настиной кухни наклеить лозунги, типа "Настя, ты бросаешь курить!", "Только одна сигарета в день" и другие. И когда уже три месяца шли съемки, вышло это постановление. Таким образом, чистое стечение обстоятельств, а не веяние наших законопроектов. Да и зрители любят Настю не за отсутствие или наличие пагубных привычек, а за то, что у нее такой положительный муж...

- Много ли сегодня поступает предложений сняться в кино?

- Хорошие фильмы снимаются все реже и реже. А играть в фильмах о проституции, наркомании, в "Брате-2" под названием "Сестра-3" неинтересно. Наверное, поэтому я верна "Каменской", она честнее...


Рекламных клипов горький хлеб


- Практически все наши звезды на голубом экране что-то рекламируют. Вы никогда не были замечены в этом пристрастии (или жизненной необходимости?) Один раз снялись в клипе Алсу "Зимний сон". Может, Вы не любите рекламу как таковую или срабатывают какие-то принципы, а может, причина в нехватке времени?

- В клипе "Зимний сон" вместе с Сергеем Маковецким мы снялись лишь из-за интересной режиссуры Юрия Грымова. Деньги для меня в этом плане роли не играют, больше привлекает сам процесс. И один раз, где-то 6 лет назад, у меня был печальный опыт рекламы какой-то дорогой мебели. Очень страшно было сидеть на стуле стоимостью 18 000 долларов. Тогда мне интересно было вкусить саму технологию снятия рекламы. Но этот процесс оказался абсолютно неинтересным. Поэтому я не снимаюсь в рекламных роликах. А по большому счету, считаю, что это личное дело каждого. Некоторым просто необходимы деньги. Может, надо просто посочувствовать им.

- Насколько тщательно следят за Вашим творчеством домочадцы?

- Сын Денис, которому 9 лет, был всего на двух моих спектаклях: "Пигмалион" и "Вишневый сад", кино с моим участием не смотрит вообще.

- Наверное, интенсивный график учебы?

- Учится в простой школе, правда, с углубленным изучением английского языка, в третьем классе. Поэтому нагрузки пока небольшие.

- А Вы бы хотели, чтобы он стал актером?

- Лишь бы он хотел. Но хотел по-настоящему, без вариантов. Тогда, понюхав театральную пыль и услышав гром оваций в свой адрес, будет не в силах бросить сцену. Я испытала это на себе. Конечно, новое поколение будет воспринимать те же вещи по-новому.

- Насколько Вы адаптировались в так называемом "новом времени"?

- Для меня время то же, ведь я живу в вечном мире театра и кино, причем в очень напряженном, интересном и насыщенном режиме.


Н. Гаврилова
 


 

Создание сайта:    
Web-дизайн, сопровождение:
Агентство "Третья планета" www.3Planeta.Ru
Программирование: Студия 3Color.Ru