(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Елена Яковлева: "Если перед каждым спектаклем биться головой о стену, недолго и в дурдом попасть"

- Сегодня на головы зрителей буквально обрушился шквал отечественных сериалов, связанных с криминалом: "Менты", "Убойная сила", "Бандитский Петербург", "Агент национальной безопасности". Теперь вот еще и "Каменская" подключилась. Вы сразу согласились участвовать в подобной авантюре?

- Нет, не сразу. Но прочитав несколько романов Александры Марининой и получив от них удовольствие, безоговорочно отправилась на пробы. Следует сказать, что конкурентки у меня были достойные: Полина Кутелова, Марина Левтова, Ольга Дроздова... Но Маринина весьма скрупулезно и придирчиво относилась к выбору актрисы на главную роль. Изучая ту или иную претендентку, она наперед просчитывала миллион самых незначительных деталей и нюансов, а вот увидев меня, они с мужем... расхохотались.
Как потом оказалось, этот приступ безудержной радости был вызван стопроцентным сходством актрисы Яковлевой с майором Каменской. К тому же внешне я оказалась похожей не только на Анастасию Павловну, но и на саму Маринину. У нас с писательницей действительно много общего, например, не сговариваясь, одинаково одеваемся. На встречу друг с другом явились в черных брючных костюмах, туфлях того же цвета, в темных очках. Позже выяснилось, что и ментоловые сигареты курим одной марки, постоянно пьем кофе. Маринина, правда, в отличие от меня обожает мартини, ну а я хоть и не любитель данного коктейля, но за компанию тоже начала употреблять. Единственное, что отличало меня от Каменской, - длина волос. У Настасьи они были более длинные. Но это дело поправимое.
Что же касается засилья криминальных сериалов, то есть ведь определенные жанры, которые изначально обречены на любовь зрителя. И пальму первенства здесь, конечно же, держит детектив. Кстати, за рубежом показывают намного больше многосерийных картин, связанных с полицейской тематикой. Людям интересно все то, что легко смотрится, без напряжения читается в поезде, самолете, с чем незаметно можно провести свободное время дома. К тому же подобное чтиво всегда вовлекает человека в свою интригу, заставляя разгадывать заданный ребус. Лично я очень довольна этим проектом и тем, что у "Каменской" планируется еще много продолжений.

- Интересно, а с утверждением вас на главную роль в "Интердевочке" тоже произошло мгновенное попадание?

- Там все случилось с точностью до наоборот. Вначале мне передали сценарий и записку от режиссера Петра Тодоровского: "Лена, если вы согласны попробоваться на роль Тани Зайцевой, позвоните по такому-то телефону". Ну а поскольку Тодоровский - мой любимый мастер и я согласна сниматься у него в любой картине и в любом жанре, то, даже не ознакомившись со сценарием, сразу же договорилась о встрече. Более того, тут же начала тщательно готовиться к нашему деловому свиданию: макияж навела ничуть не хуже, чем у индейцев перед боем, платье напялила столь вульгарное, что оно вообще не выдерживало никакой критики. И в таком вот экзотическом виде отправилась на рандеву.
Машины не было, поэтому потопала я на своих двоих к метро. Но не дотопала, поскольку вызвала собственным появлением на улице весьма неординарную мужскую реакцию: улюлюканье, подмигивание, хватание и шлепки по одному месту. Я разнервничалась, прибежала домой, смыла с лица всю краску, переоделась в родные джинсы, свитер и вновь отправилась в путь.

- Как же вас встретил режиссер?

- Ужасно. Этот обаятельнейший человек мгновенно превратился в сущего монстра. Если бы вы только слышали, как он орал на ассистентку: "Ты мне уже полгода водишь артисток, но только морочишь при этом голову! Будь добра, объясни, кого ты сегодня вновь приволокла? Она что, по-твоему, похожа на проститутку?". Я похолодела от ужаса и, пытаясь оправдать ассистентку, начала лепетать нечто невнятное: дескать, это я сама виновата, не подготовилась достойно, но если со мной поработают гримеры, все, возможно, и устаканится.
Тодоровский не унимался: "Лена, поймите, вы здесь абсолютно ни при чем. Просто у вас элементарно отсутствует то, что сполна присутствует в путанах и чем в результате они обеспечивают себе безбедное существование". Тут уж я орлицей взвилась: "Интересно, чем же это меня природа так обделила?". - "Дело в том, - смягчился оппонент, - что у вас, конечно, хорошие актерские данные, но у нас-то планируется двухсерийная картина. Следовательно, зритель в течение этого времени должен хоть что-то, да лицезреть. А у вас, простите, сверху ничего не вздымается, сзади не колышется. Пусто, знаете ли...".
Я жутко расстроилась, поскольку прекрасно понимала, что за столь короткий срок даже при неимоверных усилиях ничего нигде не наращу. Тем не менее фотопробы сделала. Помню, надели на меня платье с огромнейшим вырезом. Я как глянула в зеркало: ужас! Полное несоответствие с желаемым: кости торчат, груди даже не видно. Фотограф и тот смотрел с сочувствием: "Ну коль уж ты решилась на роль "интердевочки", то хоть плечиком поведи, глазками постреляй!".
Дома я ревела по-настоящему: уж больно образ понравился, а меня, вот беда, никто в нем так и не разглядел. Это потом уже я узнала, что на студии моя фотография вся была буквально исколота булавками. Оказывается, у Тодоровского в кабинете возвышался огромный черный стенд, на который он прикалывал изображения претенденток. Мне досталось больше всех - портрет Яковлевой то сдирали, то через час вновь пришпиливали. Тем не менее на кинопробы меня все-таки пригласили. Очередь выстроилась в десять, если не больше, конкуренток. При-чем все с именами, знаменитые. Играли один и тот же отрывок прощания Тани с матерью. Я работала последней. Лариса Малеванная была уже настолько измучена одним и тем же текстом плюс разными партнершами, что говорила с трудом. Над актрисой сжалились, а мне, соответственно, оставили вместо монолога всего одну фразу: "Мама, это я не от тебя уезжаю, а от себя". А дальше надо было повернуться спиной к камере и поплакать.
На этом месте режиссер пообещал сразу же крикнуть "Стоп!". Три раза мы работали этот эпизод, три раза я рыдала и хваталась за чемодан. Дело уже дошло до настоящей истерики, а команды от Тодоровского все не поступало. И тут я как заору: "Петр Ефимович, может, хватит над нами издеваться?!". А он из темноты как-то растерянно, удивленно выдохнул: "Ах да, извините, пожалуйста, я просто засмотрелся!..

- Как режиссер в дальнейшем пережил отсутствие ваших пышных форм?

- Страшно переживал, страшно! Поэтому во время подготовительного периода постоянно приносил на площадку пончики и пирожки. Результат оказался коварным: от счастья и волнения я еще больше похудела, а он, наоборот, поправился.


"Если перед каждым спектаклем биться головой о стену, недолго и в дурдом попасть"

- Вам, помнится, за эту картину здорово досталось от критики?

- Ой, "Интердевочку" ругали так, что вспомнить страшно. Хотя до нее уже была "Маленькая Вера", где, как говорится, сорвали завесу со всех сексуальных тайн. (Смеется). Потом, кстати, выяснилось, что многие зрители даже не знали той самой позы "наездницы", которую ловко продемонстрировала на экране Наташа Негода. А у нас что? Разве то, что пьяную Таню вытаскивали из ванны? Я, кстати, Тодоровскому объясняла, что неприятно играть эту сцену и после нее действительно хочется хорошо отмыться в душе. Возможно, есть актрисы, у которых подобные моменты не вызывают брезгливых эмоций, но мне во время съемок было так гадко, что даже Ира Розанова, которая по сценарию должна меня выволакивать, не сумела этого сделать. Я ведь мало что соображала и жутко упиралась.

- Как сегодня складываются ваши отношения с Тодоровским?

- Если в театре моя крестная мама - Галина Волчек, то в кино, конечно же, Петр Ефимович. Я снялась в трех его картинах, а это немало. Мы давно научились понимать друг друга с полуслова, он многому меня научил. Тем не менее не могу сказать, что у нас какие-то чрезмерно тесные отношения. Во всяком случае, по нескольку раз на день не созваниваемся, но я обязательно поздравляю его с днем рождения и с Днем Победы. Он, соответственно, не забывает меня в мой день рождения и на 8 Марта. Все! Больше я не обременяю его своим присутствием, чтобы не дай Бог этот человек не почувствовал хоть какую-то зависимость от артистки Яковлевой. Когда же Петр Ефимович выпускает новую картину, то я, наступая на горло собственной песне, даже не рискую появиться с цветами на 9 Мая, чтобы опять-таки случайно не напомнить о себе.
Единственное, о чем сожалею, так о том, что, занимаясь поисками актрисы на главную роль а фильме "Военно-полевой роман", Тодоровский еще меня не знал. А я ведь была то, что надо: пухленькая, 68 кг, вылитая Андрейченко в молодости. Жаль, конечно, ну да поезд ушел.

- Многие актеры утверждают, что сыгранные роли так или иначе влияют на их дальнейшую судьбу. У вас были подобные мистические совпадения?

- В этом плане все настолько переплелось, что лишь профессионал сродни Каменской сможет достойно проанализировать все мелочи, дабы выстроить из них логическую цепочку. Если влияние на судьбу и происходит, то, скорее, интуитивно. Внутренний голос обычно подсказывает, по какому поводу мне стоит вести переговоры, а по какому, нет.
Всю жизнь я мечтала сыграть Элизу Дулиттл, но никому и никогда об этом не говорила. И вдруг семь лет назад именно меня из всего театра приглашают на эту роль. Мы и сегодня работаем данный спектакль, и я по-прежнему счастлива, поскольку это сплошное восхищение и потрясение. Или вот еще пример - всегда втайне думала о Марии Стюарт. И вот в нынешнем году в "Современнике" именно эту пьесу взяли к постановке. Поэтому собственные мечты я отношу не к мистике, а, скорее, к безумной жажде что-либо сделать. Но я очень боюсь сглаза, поэтому о желаемом предпочитаю помалкивать. Может, поэтому все, как правило, сбывается.
И еще. Многие актеры говорят, что в том или ином образе пребывают днем и ночью-двигаются, смеются, обедают, как сам персон

О. Кунгурцева

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.