21-22 января на сцене Екатеринбургского
академического театра драмы в спектакле "Двое на качелях" (по
пьесе Уильяма Гибсона) блистала заслуженная артистка России,
любимица публики Елена Яковлева. Накануне нам посчастливилось
с ней пообщаться.
Елена попросила не снимать ее
крупным планом, ссылаясь на то, что не успела привести себя в
порядок (несмотря на это, выглядела она просто прекрасно), и,
"ломая пальцы", шутливо сказала: "К спектаклю надо готовиться
основательно. И, если бы мне не мешали журналисты, я бы,
наверное, это сделала". А потом со свойственной ей
трогательной улыбкой обреченно выдохнула: "Ну, спрашивайте..."
Интересно было все: от подробностей ее творческого роста
до ее человеческих качеств.
Ее "Качели..."
вознесли
- Что для Вас спектакль "Двое на
качелях" и почему именно его Вы привезли в наш город?
- Этот спектакль - мой дебют на сцене "Современника",
который состоялся 10 лет назад. В Москве сейчас он уже, к
сожалению, снят, а так хочется продлить любовь к нему.
Дебютировали мы с Николаем Попковым, и сегодня мы снова вместе
на сцене. А это для меня - своеобразный уход в годы моего
раннего творчества. Выбор пал на Екатеринбург, так как Николай
Попков - главный режиссер вашего театра, плюс выпускник
Свердловского театрального училища. Да и здесь живут почти все
родственники моего мужа, актера театра "Современник" Валерия
Шальных. Именно в этом городе мой супруг "заболел" театром.
Заслуга в том руководителя драмкружка, к сожалению, не помню
ее имени отчества. Мне всегда хотелось познакомиться с этой
женщиной, которая смогла привить такую любовь к театральному
искусству у мальчика - подростка, так взбудоражить юношеские
сердца.
- А когда Вы "заболели" театром?
- Я осознанно начала мечтать о сцене с 5-го класса. Мы
жили тогда в Харькове. И по окончанию школы меня потянуло в
Москву, поступать в театральный вуз. Но два года я не решалась
туда ехать. Отговаривала мама: "Лена, кому ты нужна в Москве?
У всех режиссеров есть свои дети, родственники, знакомые,
которых надо как-то устраивать". Я всегда как-то была не
уверена в себе. Начала работать на радиозаводе, потом
библиотекарем. Но никакого удовлетворения не получала. И в
1980 году все-таки уехала в столицу.
- И с первого
раза поступили в ГИТИС?
- Повезло, наверное. Был
1980-й год. Олимпийские игры. Может, комиссия в этой суете
просто позволила девочке-провинциалке попробовать себя.
- Украина - Ваша родина? Трудно ли преодолевать
ныне выстроенные границы?
- Для меня они просто не
существуют. Ведь на Украине все мои родственники. И если
возникнет необходимость, я нарушу все границы и преодолею все
запреты.
Героини своего времени
- Вашу решительность подтверждает творчество:
контрастные роли, пластичная игра с максимальным
перевоплощением. Но не испытываете ли Вы двойственных чувств
по поводу того, что истинная известность пришла к Вам после
фильма Петра Тодоровского "Интердевочка" и Ваш образ
продолжительное время ассоциировался с героиней фильма?
- Это был один из первых фильмов, обнажающих суровые
реалии внешне приличной советской действительности. Видимо,
поэтому эта роль так всем запала в душу. А ведь параллельно с
этим я снялась в фильме "Сердце не камень" (режиссер Пчелкин).
Но об этом как бы никто не помнит. У всех на устах
"Интердевочка", "Черный квадрат", "Каменская". А более 20
других картин, типа "Воспитание жестокости у женщин и собак"
как бы за кадром. Знаете, кинематографистам вообще свойственно
увидеть актера в чем-то одном и начать пользовать его именно в
этом. Мне удалось вырваться из рамок "интердевочки".
- И причем дорасти до майора милиции. Честно
говоря, уже невозможно представить никого другого в главной
роли сериала "Каменская". А вот многие зрители жалеют Ваше
здоровье, так как в фильме Вы постоянно пьете кофе и курите.
Повлияет ли как-нибудь недавно принятое постановление Думы о
запрете курения на пагубное пристрастие столь любимой народом
Насти Каменской?
- За первые 16 серий я так
опилась кофе и обкурилась, что на предложение кого-нибудь из
коллег испить чашечку кофе со страхом врала: "Знаете, я только
что попила". Представляете, три дубля "затяжек от души" и
больше уже ничего не надо. Когда начали снимать второй блок
сериала (16 серий) мы с режиссером Юрием Павловичем Морозом
единогласно постновили: "Надо Настю отучать от курения".
Придумали, как в канву сценария ввести необходимость бросания
курить. Даже решили, как художественно это оформить: на все
стены Настиной кухни наклеить лозунги, типа "Настя, ты
бросаешь курить!", "Только одна сигарета в день" и другие. И
когда уже три месяца шли съемки, вышло это постановление.
Таким образом, чистое стечение обстоятельств, а не веяние
наших законопроектов. Да и зрители любят Настю не за
отсутствие или наличие пагубных привычек, а за то, что у нее
такой положительный муж...
- Много ли сегодня
поступает предложений сняться в кино?
- Хорошие
фильмы снимаются все реже и реже. А играть в фильмах о
проституции, наркомании, в "Брате-2" под названием "Сестра-3"
неинтересно. Наверное, поэтому я верна "Каменской", она
честнее...
Рекламных клипов горький хлеб
- Практически все наши звезды на голубом экране
что-то рекламируют. Вы никогда не были замечены в этом
пристрастии (или жизненной необходимости?) Один раз снялись в
клипе Алсу "Зимний сон". Может, Вы не любите рекламу как
таковую или срабатывают какие-то принципы, а может, причина в
нехватке времени?
- В клипе "Зимний сон" вместе с
Сергеем Маковецким мы снялись лишь из-за интересной режиссуры
Юрия Грымова. Деньги для меня в этом плане роли не играют,
больше привлекает сам процесс. И один раз, где-то 6 лет назад,
у меня был печальный опыт рекламы какой-то дорогой мебели.
Очень страшно было сидеть на стуле стоимостью 18 000 долларов.
Тогда мне интересно было вкусить саму технологию снятия
рекламы. Но этот процесс оказался абсолютно неинтересным.
Поэтому я не снимаюсь в рекламных роликах. А по большому
счету, считаю, что это личное дело каждого. Некоторым просто
необходимы деньги. Может, надо просто посочувствовать им.
- Насколько тщательно следят за Вашим творчеством
домочадцы?
- Сын Денис, которому 9 лет, был всего
на двух моих спектаклях: "Пигмалион" и "Вишневый сад", кино с
моим участием не смотрит вообще.
- Наверное,
интенсивный график учебы?
- Учится в простой
школе, правда, с углубленным изучением английского языка, в
третьем классе. Поэтому нагрузки пока небольшие.
-
А Вы бы хотели, чтобы он стал актером?
- Лишь бы
он хотел. Но хотел по-настоящему, без вариантов. Тогда,
понюхав театральную пыль и услышав гром оваций в свой адрес,
будет не в силах бросить сцену. Я испытала это на себе.
Конечно, новое поколение будет воспринимать те же вещи
по-новому.
- Насколько Вы адаптировались в так
называемом "новом времени"?
- Для меня время то
же, ведь я живу в вечном мире театра и кино, причем в очень
напряженном, интересном и насыщенном режиме.