(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
"Все врут календари!"

Елена Яковлева, артистка Московского театра "Современник", обратила на себя внимание первой же своей ролью - манекенщицы Марии в фильме "Плюмбум". Потом были другие картины с ее участием - "Полет птицы", "Свой крест", "Мать Иисуса", "Русская рулетка", "Чернов-Чернов", которые помогли зрителям подтвердить свое мнение о ней как о яркой молодой актрисе.

И, наконец, "Интердевочка", побившая, кажется, все мыслимые рекорды кассовые. Наши закаленные жизненной борьбой зрители, конечно, не могли остаться безучастными к Таньке Зайцевой, чей способ зарабатывать на жизнь, мягко говоря, не совсем праведный. Однако каждый увидел в героине, что хотел: одни - кающуюся Магдалину, другие требовали немедленно послать ее на стройку кирпичи носить, "чтоб повкалывала", третьи просто жалели ее, а критики и вовсе обозвали "интердурочкой". Как бы то ни было, а успех фильма, точно запрограммированный тонким и умным режиссером П. Тодоровским, принес главной исполнительнице, Елене Яковлевой, признание лучшей актрисы года.

Тоненькая, хрупкая, короткая стрижка непослушных светлых волос, серьезные, умные глаза. Елена Яковлева по виду студентка-старшекурсница, совсем не похожая на "звезду", чьи фотографии смотрят с витрин киосков "Союзпечати", из кабин водителей автобусов.


- Когда мы с вами по телефону договаривались о встрече, вы просили не говорить об "Интердевочке". И все же, простите, поговорим немного. Хрестоматийная Сонечка Мармеладова, как известно, пошла на панель из-за куска хлеба, а ваша героиня не бедствует, имеет крышу над головой, работу, дающую твердый заработок... Что же толкнуло ее на этот путь?

- Да вся наша жизнь с ее нехватками, очередями, беспросветностью какой-то. В 40 лет, наверное, к этому привыкаешь и начинаешь принимать, как заданность - так приняла это мать Таньки. Но в 20 лет легко сломаться, вот и Таня моя сломалась. Другое дело, что ее путь не панацея от бед. Всем нам хочется более благополучной и сытной жизни, но это не повод для протеста на панели.

- Моя знакомая 15-летняя девочка написала в школьном сочинении: "Не хочу жить в обществе, где вместо Наташи Ростовой мне предлагают в качестве идеала "интердевочку". Вы свою героиню осуждаете или жалеете?

- Девочка права, но какой же Таня идеал? Ее жаль. Мне кажется, что и многие зрители поняли и простили ее.
Один раз я ходила в кинотеатр "Россия" на дневной сеанс. Было интересно, как воспринимают мою героиню люди. В сцене, где разбивается на машине фрекен Таня, я видела у многих слезы. Значит, мы с режиссером правильно решили не делать ее такой уж плохой. Хотя можно было бы упростить образ, чтобы зрители ее возненавидели и, когда она разбилась, сказали бы: "Так тебе и надо!"

- Первая же большая роль принесла вам огромный успех. Вы считаете себя баловнем судьбы?

- То, что происходит со мною, скорее везение. А баловень, по-моему, тот, кто берет, ничего не вкладывая. Мне же приходится тратить много сил и энергии, чтобы добиться чего-то. Актрисой я решила стать еще школьницей, но сразу в Москву не решилась - в ГИТИСе 60 человек на место! Два года колебалась... Работала в Харькове библиотекарем, монтажницей на радиозаводе. А однажды все бросила, приехала в Москву и поступила в ГИТИС с первого захода! Все-таки баловень судьбы - это другое. Скорее это относится к какой-нибудь дочке известного режиссера, для которой с детских лет есть роли в папиных фильмах. Мне такой судьбы никто не уготовил, да я и не жалею.

- Я слышала, вас упрекают в "звездной" болезни, говорят, вы капризны...

- Знаю, о чем вы... Звонят как-то из одного журнала. Просят дать интервью, конечно, "срочно в номер". Я мучительно ищу "окно" между репетициями, спектаклями и съемкой. Наконец нахожу, называю день. "Нет, пожалуйста, завтра. Фотограф придет в 8 утра, иначе не успеем". Как быть? Накануне я играла Ольгу в "Мурлин Мурло", сложнейшую роль, она изматывает меня, как тяжелая физическая работа. Домой приползаю поздно, выжатая, как лимон, с красными глазами, лицо измятое. Конечно, я отказываюсь. А потом читаю про себя: "Нам отказала, а кооперативным календарям, пожалуйста!" Дались эти календари! Не судится же же мне с недобросевестным фотографом, который, не спросив, использовал мой снимок. Вот когда будет у нас правовое государство тогда непременно!

- Ну а какой у Вас характер? Вы самокритичны, способны осудить себя за поступок?

- Не могу назвать себя рациональной, рассудочной. Наоборот, под горячую руку способна сделать что-то необдуманное. В моей жизни есть один такой поступок...
Меня пригласили в "Современник" сразу после окончания ГИТИСа, само по себе это было неслыханной удачей. Надо было набраться терпения и ждать хорошей роли. Я не захотела ждать, ушла, хлопнув дверью, в театр им. М.Н. Ермоловой. Много играла там, снималась в кино, но в душе была рана, целых 3 года. Ничего не могла с собой поделать... Мне было невероятно трудно прийти и пороситься снова, повиниться перед товарищами, ведь, по сути, я совершила предательство. Но они простили меня. Спасибо Г.Б. Волчек, она приняла меня назад в "Современник".

- Вы замужем?

- Да, уже второй год. Мой муж - Валерий Шальных, артист театра "Современник". У него и у меня второй брак, надеюсь, последний.

- Муж-актер - как это отражается на вашем творчестве? Он понимает Вас?

- Мы с ним играем вместе в нескольких спектаклях. К счастью, заняты в разных сценах, поэтому нет необходимости репетировать дома. Это был бы кошмар! Но иногда, когда я прошу, он не отказывается подыграть мне, если, например, надо повторить текст.
Как актер он нормально отнесся к моему участию в "Интердевочке". Но как муж... Знаю, ему было не очень приятно смотреть на некоторые слишком откровенные сцены. Я и сама бы чувствовала то же самое, наверное.

- Как вы относитесь к эротике на экране?

- Вполне нормально. Не знаю, почему все так ополчились на это. Мы же смотрим, восхищаясь, картины Боттичелли, а они отнюдь не лишены эротики. Зачем пугаться красивого обнаженного тела, это лучшее, что создала природа. А вот порнографией, по-моему, могут увлекаться только маньяки и больные люди.

- Вы умеете готовить, у вас есть фирменное блюдо?

- Я с 17 лет по общежитиям, некогда было учиться. Кое-что, конечно, знаю от мамы. А вот фирменное блюдо есть - жареная картошка. Она у меня никогда не подгорает, всегда с аппетитной корочкой, а главное - делаю ее очень быстро. Честно говоря, люблю поесть и пока не придерживаюсь никаких диет, все и так сгорает.

- У вас много предложений сниматься в кино?

- Много, и, к счастью, роли разные. После "Интердевочки" мне предлагали похожие, и я отказывалась, не хотела повторений. Неожиданно для себя выбрала экранизацию пьесы А. Островского "Сердце не камень", практически без проб сыграв Веру Филипповну в телефильме Леонида Пчелкина.

- Настолько неожиданно, что многие ваши поклонники не сразу узнали вас в тихой купеческой жене из Замоскворечья...

- Я вообще люблю русскую классику. Мне бы очень хотелось сыграть в традициях старого русского театра с хорошим произношением, в богатых костюмах, в полных, а не условных декорациях.

- А в нашей сегодняшней жизни что трогает больше всего?

- Меня, как ни покажется странным, волнует положение женщин в нашем обществе. Оно просто отвергает нас! Нам или морочат голову сказкой про Золушку, или выставляют, как породистых скакунов, на конкурсы красоты, или, нарядив в оранжевые жилеты, вручают железный ломик в руки. В условиях рынка и вовсе собираются привязать к дому, к плите, к кастрюлькам. Мне кажется, в нормальном цивилизованном обществе у женщины, чтобы она могла стать счастливой, должен быть выбор.

- Лена, вас не смущает, что в советском кинематографе слишком много Яковлевых?

- Когда я училась в ГИТИСе, ко мне приставали с вопросами: "Вы не родственница Ольги Яковлевой?", "Вы не дочь Юрия Яковлева?". А однажды насмешили: "Ваш отец не член Политбюро?" Нет, я дочь своих родителей, людей, далеких от искусства, но я их очень люблю и не собираюсь расставаться со своей фамилией. Надеюсь, зрители не спутают меня в будущем ни с Мариной Яковлевой, ни с Александрой Яковлевой-Аасмяэ, ни с какой другой Яковлевой.

...Мы попрощалисьс Еленой. Она стала готовиться к вечернему спектаклю, а я пошла вдоль Чистых прудов к метро. У "Современника" уже толпились жаждущие "лишнего билетика". Отметила это с радостью, ведь сегодня играла Яковлева.
В вестибюле станции "Кировская" с глянцевой поверхности огромного календаря-плаката смотрело знакомое лицо - этакая загадочная кинодива: то ли ангел, то ли дьявол. Но, как верно заметил классик: "Все врут календари!"


Н. Проторская

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.