(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
"Елена Яковлева: правда и искусство"

Ее героиня находит ключ к любым криминальным загадкам, рискует жизнью, чтобы завлечь преступника в ловушку, и долго не решается выйти замуж за человека, которого любит.

Шок охватил читателей, когда в конце 80-х в газетах стали появляться статьи о том, что в стране, оказывается, существует валютная проституция. Повесть Владимира Кунина "Интердевочка", героиня которой - лениградская "ночная бабочка" Таня Зайцева, мгновенно становится бестселлером. А экрани-ация этой повести режиссером Петром Тодоровским выходит в лидеры отечественного кинопроката. Таню Зайцеву в фильме сыграла выпускница ГИТИСа, актриса московского Театра имени Ермоловой Елена Яковлева. За эту роль она получила премию на кинофестивале "Ника", а читатели журнала "Советский экран" назвали ее лучшей актрисой 1989 года. Всенародная известность, слава - и опасная перспектива навсегда остаться в амплуа той самой "интердевочки".

Все 90-е годы Яковлева успешно работала в театре "Современник", сыграла несколько заметных ролей в кино ("Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем"), однако ее не покидало ощущение, что режиссеры относятся к ней как к актрисе лишь одного плана. И вдруг неожиданное предложение - роль майора милиции Насти Каменской в телесериале по детективным романам Александры Марининой.

Съемки сериала было намечено проводить в Минске, и Яковлева вначале отказалась - из-за большой загруженности в "Современнике". Однако продюсеры, перебрав несколько десятков претенденток, все же решили вновь обратиться к ней. На этот раз Елена согласилась.

Для нее началась "челночная" жизнь: вечером - спектакль, ночью - поезд Москва - Минск, день на съемках (дающий в среднем около семи экранных минут), затем ночной поезд в Москву, где вечером ждет сцена... Неделя за неделей, месяц за месяцем - и восемь двухсерийных фильмов в итоге.

После премьеры телесериала, состоявшейся в 2000 году, стало ясно, что Яковлевой-интердевочки больше нет: облик актрисы ассоциируется теперь прежде всего с Настей Каменской. На последнем фестивале "Виват, кино России!" Елену наградили призом за лучшую женскую роль в телесериалах. Да и Каменская, бывшая до сего времени лишь литературной героиней, похоже, нашла свое естественное внешнее воплощение: не случайно на обложку очередного романа А. Марининой "Когда боги смеются", появившегося уже после показа фильма, издатели поместили лицо Яковлевой.

И хотя сама писательница первоначально представляла себе в роли Каменской другую актрису, тем не менее она считает, что Елена сыграла прекрасно. Более того, чтобы Каменская лучше соответствовала получившему-ся экранному образу, Маринина в своем новом романе "постригла" ее, лишив привычного "хвостика", и заставила носить очки.

Еще на школьном выпускном вечере Яковлева загадала желание, поло-жив в бокал с шампанским записку: "Хочу стать знаменитой актрисой". И хотя первые два года после выпу-ска никак не предвещали будущей блестящей карьеры, Елена верила в свою мечту. "Я вообще из тех людей, которые считают, что все, что ни делается, к лучшему, - говорит она. - Не думаю, что мне было бы комфортнее в Москве сразу после школы - общежитие, большой город, абсолютно новый образ жиз-ни. А за эти два года я, скажем так, помыкалась, узнала, что такое дис-циплина, когда работала на радио-заводе, что такое учеба, когда училась на техника-картографа, и что такое обыкновенная, скучная на первый взгляд работа библиотекаря. Если раньше меня только романтика манила в Москву, то теперь я уже понимала, что, если не попробую поступить в ГИТИС, мне будет очень плохо. Яковлева не ограничивалась беспредметными мечтаниями, стараясь самые обыденные ситуации рассматривать как профессиональный тренинг. "Я даже работала, как артистка, - вспоминает Елена. - Мол, я снимаюсь в фильме, играю библиотекаря. Я себе создавала художественное кино. Даже на заводе мне было интересно играть. Я там что-то комплектовала - не знаю что, завод был секретный, но делала это с большим интересом, как Штирлиц, - и представляла, что снимается кино о жизни украинской комплектовщицы".

Возможно, подобная способность взглянуть на себя со стороны, через воображаемый глазок кинокамеры, и помогла актрисе добиться успеха в столь разных, диаметрально противоположных ролях. В "Каменской" Яковлева не имитирует работу оперативника, скорее она примеряет ее на себя, подгоняя под собственную личность. - Я видела, как они работают, - говорит Елена о сотрудниках милиции. - Но это абсолютно другое. Если документально отобразить их работу в кино, зрителю будет скучно. Скучно от работы следователя, который копается в бумажках. С оперативниками интереснее, пото-му что ты с ними куда-то выезжаешь. Но опять-таки, если что-то интересное, это не в красивую погоду, не в золотую осень. Вообще их жизнь до такой степени чернобелая: трупы, кражи, убийства, изнасилования, что, если играть так, как они на это реагируют - уже по привычке, потому что у них защитный рефлекс, - получится, что играть-то и нечего. У милицейского телесериала в нашей стране хорошие традиции. Двадцать-тридцать лет назад зрители внимательно следили за тем, как вела очередное следствие славная тройка "знатоков": Знаменский -Томин - Кибрит. В том сериале женский персонаж играл роль скорее подсобную (Зина Кибрит, героиня Эллы Леждей, занималась криминалистической экспертизой); в "Каменской" же майор по имени Настя выходит на первый план. Главная причина успеха нового сериала лежит, видимо, не в сугубо криминальной сфере. Нет, в каждой серии есть, безусловно, своя детективная загадка и ее хитроумное распутывание. Но зрителю интересно не только (а может быть, и не столько) само дело, но и те человеческие отношения, которые связы-вают персонажей. Это особенно заметно, если сравнить фильмы сериала с их литературными первоисточниками. Хотя романы Марининой были при экранизации существенно сокращены: одни сюжетные линии в сценариях упрощены, другие вовсе выброшены, - все, что касается главной героини, не просто осталось в неприкосновенности, но и обросло дополнительными нюансами.

Самое притягательное в этих фильмах то, что сложной и опасной работой по расследованию преступлений занимается обычная женщина. Не слишком иску-шенная в бытовых проблемах (вспомните утренние записочки ее жениха Леши Чистякова: "Включи - будет кофе", "Нажми - будет пицца"). С не вполне устроенной (но все-таки налаживающейся) личной жизнью. С промокающими в московских лу-жах ногами и с хронически больной спиной.

Однако специфически мужские задачи Каменской удается решать по-своему, по-женски, используя не только логику, но и интуицию, и обаяние (стоит заметить, что авто-ры фильма постарались несколько улучшить внешний образ героини, которая в романах Марининой бы-ла "неброской блондинкой"). Впрочем, что касается больной спины, то в "Каменской-2" героиню обещали от этой проблемы избавить. Более гуманно обойдутся сценаристы и с текстами Марининой: каждый из фильмов будет со-стоять не из двух, а из четырех се-рий, что позволит полнее и адекват-нее воспроизвести все четыре экранизируемых романа.

К своей известности Яковлева уже давно привыкла. Актрису, конечно же, раздражает примитивное любопытство ("Можно только делать вид, что не замечаешь, что человек тебя узнал. Утыкаешься в книжку"), однако совсем отгораживаться от людей она отнюдь не стремится. "Я не понимаю актеров, которые говорят: меня так замучила популярность, никуда не пойти... Единственное, где она меня мучает, это в магазине. Под пристальным взглядом продавщиц я не могу себе спокойно что-то выбрать. Просто по-женски покопаться в вещах уже не могу. А в поезде иногда бывает настроение поговорить, пообщаться. Если у человека какая-то интересная судьба на лице написана. Или видишь, что он чем-то озабочен, что-то с ним происходит. В прошлую "Каменскую" я ехала вместе с жен-щиной, которая так открыто себя вела, что я даже удивилась, что существуют люди, до такой степени откровенные. Она мне сразу показала фотографию дочери, рассказала о своей жизни. На последних съемках в этих моих путешествиях мы с ней опять встретились. Так было приятно, что среди безумного потока людей вдруг встретился человек, который своим каким-то странным откровением поразил и запомнился".

С новыми, интересными людьми Яковлева постоянно встречается и на телевизионном ток-шоу "Что хочет женщина", которое она ведет поочередно с Кларой Новиковой. На телевидение Елену, по ее словам, привело желание вжиться в очередной профессиональный образ: захотелось сыграть журналистку. Подспудно здесь присутствовало все то же стремление общаться с людьми, узнавать об их проблемах и решать их вместе. - Мы очень часто сами себе не признаемся, что у нас вот это плохо и то плохо: и с мужем я ругаюсь, и вижу, что это бесполезно, но почему-то продолжаю это делать, и с ребенком не так себя веду. У каждого есть какие-то нехорошие привычки, которые потом выливаются в конфликт. Кто еще, как не товарищ из студии в программе "Что хочет женщина", подскажет тебе, как с этим бороться?

Есть, наверное, в этих словах определенная доля кокетства. Все-таки вряд ли в своей личной жизни Яковлева остро нуждается в телеви-зионной "помощи зала". Вот уже 1б лет она замужем за актером "Современника" Валерием Шальных; у них девятилетний сын Денис. Известно, что они обходятся без нянь и домработниц, лишь иногда прибегая к помощи свекрови. Недавно Елена с Валерием купили дом, там у Елены будет свой личный, женский этаж. - В прошлом году журнал "7 дней" назвал Яковлеву в числе 2О самых красивых и известных актрис России, а читатели журнала "Кто" признали ее самой любимой российской актрисой. Осенью этого года Елена Яковлева, которой недавно было присвоено звание народной артистки Российской Федерации, вновь появится на наших экранах, теперь уже на РТР, в образе Насти Каменской, и мы станем сочувствовать профессиональным делам и перипетиям личной судьбы обаятельного майора с Петровки.


М. Благонравова

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.