(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ТАК ХРУПКА И НЕВЕЧНА

Гастроли народной артистки России Елены Яковлевой стали истинной театральной сенсацией мартовского Днепропетровска! Спектакль "Двое на качелях" У. Гибсона (режиссер - народная артистка СССР Галина Волчек), в котором Е.Яковлева выступила в ансамбле с Н.Попковым, подарил зрителю удивительную и во многом незабываемую встречу. Мы привыкли к тому, что гастроли для любого исполнителя - прежде всего зарабатывание денег. В феврале, к счастью, великая Инна Чурикова убедила публику в том, что и сегодня еще существует искусство. Весною же любимая народом Настя Каменская за один вечер перевернула представления аудитории о том, что такое мастерство перевоплощения и переживания.
"Двое на качелях" Галины Волчек населен не героями, но обыкновенными людьми, чаще эксцентричными, живущими не в центре мира, а на его обочине. Ее привлекают не социальные "типы", не "звезды", а скорее униженные и обездоленные люди, среда обитания которых - повседневность. Она их понимает, любит, жалеет, как родных существ. Тут таится - посреди трагической беспощадности — ее скрытая, глубинная гуманность.
Мотивы эти проступают в "Двое на качелях" -своего рода "печальной комедии". Здесь каждый из персонажей не осужден, а понят. Даже тот, кто, казалось бы, виновен в несчастье другого. Загадки и тайны женской души, причуды любви — вот сквозной мотив этой постановки.
Мужчина и Женщина... Что можно сказать нового об этой формуле? Елена Яковлева и Николай Попков играют самую разнообразную гамму чувств и оттенков: нервность, импульсивность, взвинчен- ность. Что-то ускользает у них в такой странной и на первый взгляд непонятной любви. Что-то дразнит и манит в самой близи: свет и мрак души влекут к себе по-разному эти персонажи, дарят то слабую надежду на призрачное счастье, то разбивают вдребезги даже контуры самих чувств. Что же, любовь "распланировать" невозможно.
Интерес к спектаклю вызван, несомненно, личностью Елены Яковлевой. Актрисы знаменитой и популярной, доказавшей не единожды свое право на любовь зрителей. О ней сегодня принято писать так: от "Интердевочки" до "майора милиции"! Но отталкиваясь от театральных параллелей, мне хотелось бы сказать, что московская артистка, одна из ярких "звезд" театра "Современник", продолжает в своем творчестве традиции Джульетты Мазины. В "Двое на качелях" Е.Яковлева наделяет свою Гитель обостренным восприятием, парадоксальной утонченностью эмоций. Тоска неосмысленности гнетет ее не меньше, чем беспредельность одиночества. "Нужна ли я кому-нибудь?" "Зачем я вообще просыпаюсь?" — таковы внутренние вопросы, которые ежедневно задает себе ее Гитель.
В игре Елены Яковлевой действительно можно заметить "мазиновские ноты". И итальянская, и российская актрисы, несомненно, индивидуальны, но их роднит трагическая тема неприкаянной, забитой женственности. Той женственности, на которую, по воле различных обстоятельств, напялен почти что шутовской наряд.
...Переполненный театр имени М.Горького воспринимал в тишине все то, о чем рассказывали актеры со сцены. А затем, стоя, аплодировал. На этот раз уже не Насте Каменской — сверхумному детективу, разоблачающему немыслимые преступления. Зал аплодировал большой артистке Елене Яковлевой, заставившей людей задуматься о тонкостях души, о странностях любви.
- Каменской оставаться не хочу! — сказала Е.Яковлева сразу же после спектакля. Ищу роль, которая раскроет меня как трагикомедийную актрису. Из суеверия, правда, не буду говорить о фильме, в котором снимаюсь.
- Насколько сложно перестраиваться после съемок в "Каменской" на глубокие, психологические роли?
- Я давно уже не перегружаю себя романтикой. Ритм жизни диктует свои условия. Весь день я - нормальная женщина, которая занимается семьей, домом, массой различных дел. А вечером мне выпадает шанс пожить другой жизнью. Я очень люблю театр "Современник" и жду каждого спектакля. Спасибо днепропетровской публике за такой горячий прием.
Среди сегодняшних драм и драмок на моральную тему "Двое на качелях" — эта история любви истинной, глубокой, как ее играет актриса, возвышается, как дерево среди пустыни. О спектакле можно спорить, но хочется еще и еще раз смотреть в эти бездонные, взыскующие глаза.
Глаза Гитель - Елены Яковлевой.

Андрей ТУЛЯНЦЕВ

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.