Елена категорически отказывалась от
интервью: "Господи, я уже все, ну, абсолютно все рассказала
вашим коллегам и больше не могу слышать ни об "Интердевочке",
ни о Насте Каменской!" Пришлось клятвенно пообещать, что не
буду об этом спрашивать...
"Я и сама не все серии
"Каменской" видела"
— Елена, мужчины вас часто
обманывают?
— Пожалуй, нет. Если только по
мелочи, чтобы скрыть неприятную новость и лишний раз не
огорчать. А крупной лжи — нет, не припомню. А почему вы об
этом спрашиваете?
— Хочу продемонстрировать
верность данному слову и не поминать всуе следователя
Каменскую.
— Похвальное желание, только,
боюсь, труднореализуемое.
— Вовсе нет. Как
говорил коллега вашей Насти Шерлок Холмс: элементарно, Ватсон!
Я не смотрел сериал, поэтому мне гораздо проще не спрашивать о
нем, чем пытаться поддерживать разговор.
— Вы
не видели "Каменскую"? Как же вы так?
— Сам до
сих пор не пойму, но вот угораздило. А вы, значит, считаете, я
много потерял?
— Ну-у-у, не знаю... Во всяком
случае, и не приобрели. Правда, я тоже видела не все серии, но
у меня есть уважительная причина — работа в театре. Вечерами
редко удается посидеть дома, да и по выходным, когда шла
«Каменская», я часто бывала в «Современнике». Впрочем, купила
все кассеты, поэтому у меня будет возможность длинными зимними
вечерами наверстать упущенное. Я ведь люблю смотреть фильмы со
своим участием.
— Правда? Обычно актеры говорят,
будто терпеть этого не могут. Все равно, мол, изменить ничего
нельзя, к чему расстраиваться?
— А мне нравятся
мои работы. Но только старые, вышедшие этак лет десять назад.
Смотришь и думаешь: боже, какая же я была молодая и наивная!
— Так вы и «Каменскую» собираетесь на десять лет
положить на полку?
— Столько не выдержу. У меня же
еще есть «Петербургские тайны», которые я тоже толком не
видела.
— Словом, за ваши зимние вечера можно
быть спокойным?
— За меня вообще не надо
волноваться. Так и напишите: у Яковлевой все в порядке.
— Собственно, никто и не сомневается. Вы все
время на виду. Правда, был риск, что так до конца жизни и
проходите в «интердевочках», зато теперь есть шанс остаться в
памяти народной товарищем майором. Я звание не перепутал?
— Кажется, кто-то обещал, что не будет
задавать вопросов о Каменской? Вот такие вы, мужчины, верь вам
после этого...
А если серьезно, мне пришлось биться десять
лет, чтобы вы, товарищи журналисты, перестали к месту и не к
месту вспоминать «Интердевочку». В какой-то момент я даже
решила, что от себя лично сделаю подарок тому из интервьюеров,
кто удержится от вопроса на эту тему. Правда, вскоре поняла:
не стоит торопиться с покупкой награды — вручать ее будет
некому, все неизбежно сползают на разговор о фильме
Тодоровского.
— Но у меня вроде бы еще есть
шанс отхватить приз?
— Поздно, поздно! И вы
уже прокололись.
— Что ж вы раньше не
предупредили! А хоть подарок хороший?
— Я
постаралась бы...
«Как была
провинциалкой, так ею и осталась»
— Я ведь
собирался говорить не об интер-, а об обычной девочке,
приехавшей много лет назад покорять столицу. Захват Москвы
вроде бы состоялся, но удалось ли вам избавиться от комплекса
провинциалки?
— Я была и остаюсь ею. Да, я
приехала сюда учиться, смогла получить образование и работу.
Кого за это благодарить? Господа, судьбу, Галину Борисовну
Волчек, приютившую меня в «Современнике»?
—
Себя благодарите, себя. До «Современника» вы сколько
московских театров обошли? Девять? И везде вам показывали на
дверь: гуляй, девочка. А девочка упорно лезла в окно...
— Конечно, провинциальная закваска
сказывалась. Я не ждала, что мне поднесут все на блюдечке с
голубой каемочкой, понимала: надо упираться, если хочу
остаться в Москве. Ходила по театрам и предлагала свои услуги,
но так и другие выпускники делали.
— Верно,
однако кто-то, наверное, ломался на третьем отказе, кто-то —
на пятом...
— Да, к «Современнику» наши ряды
значительно поредели. Некоторые ребята, почувствовав, что в
театральные труппы не попасть, решили попробовать себя в
другом. И кое-кто весьма преуспел. Например, Вадик Цыганов
стал музыкальным продюсером, вывел на эстраду Вику, жену.
Правда, Вадим еще в студенческие годы очень интересовался
пением и гитарой, поэтому его выбор нельзя назвать случайным.
Лена Васильева и Наташа Григорьева работают на телевидении,
ведут программы о культуре.
— Наверное,
однокурсницы по старой памяти вас часто в эфир
приглашают?
— Ни разу не было! Впрочем, я и не
рвусь на телевидение. Раньше это имело хоть какой-то смысл:
могла показаться на глаза родителям, живущим на Украине,
мысленно передать привет. Сейчас же Киев практически перестал
транслировать передачи из Москвы: можно сутками не слезать с
экрана — все равно тебя никто не увидит дома.
—
Вы домом что называете, какое место?
— Папа у
меня военный, поэтому мы столько городов и городишек поменяли,
что со счета сбиться можно. В редкостные дыры заносило, до сих
пор вспомнить страшно. Однако — ничего, нормально жили!
Правда, иногда за учебный год я успевала в три школы походить:
начинала в одной, к зимним каникулам перебиралась во вторую, а
заканчивала в третьей.
— Так часто кочевали из
города в город?
— Не только поэтому.
Приезжаем на новое место, а квартиры нет, жилье надо снимать
самим. Мама устраивала меня в первую попавшуюся школу
где-нибудь по соседству. Потом нам давали комнату на другом
конце города, и мне приходилось переводиться, не бегать же на
занятия за пять километров, верно? Я все школьные годы провела
в роли новенькой. В этом была своя прелесть. Вроде бы везде
учились по единой программе, но на практике получалось, что я
то отставала от одноклассников, то опережала их. Особого
желания грызть гранит науки я никогда не испытывала и умело
пользовалась тем, что всегда можно было отговориться,
сославшись на переезд: мол, я что-то пропустила и не выучила.
Учителя относились ко мне снисходительно.
— А
с ребятами как строились отношения? Новички обычно трудно
приживаются.
— Ничего подобного. Я всегда
была коммуникабельной, быстро находила приятелей, правда,
предпочитала общество мальчишек. Если по соседству имелась
помойка или угольная куча, меня надо было искать там. А где же
еще? Лучшее место для игры в казаков-разбойников! А в одном из
городов, куда перевели отца, нас поселили рядом с кондитерской
фабрикой, на мусорной свалке которой я отыскала горы новеньких
фантиков! Вскоре я стала обладательницей самой большой в
городе коллекции конфетных оберток. Все мне жутко
завидовали...
— Не сохранили фантики?
— Если бы я берегла все, что собирала, то
пришлось бы для этого добра отдельное помещение выделять.
Скажем, у меня было много спичечных этикеток. Потом пришел
черед значков, затем — открыток... Но я ведь не только
коллекционированием увлекалась. Например, записывалась во все
кружки, которые только попадались на пути. В драматический,
химический, физический, математический... Правда, надолго меня
не хватало. Переезжали на новое место, и все приходилось
начинать сначала.
— А в каких войсках служил
отец?
— В бронетанковых. Он ушел в отставку в
звании полковника.
— На танке вас не катал?
— Один раз. Я тогда даже умудрилась шишку
набить.
— Крепость брони лбом проверить
пытались?
— Меня усадили в кабину и надели на
голову шлем, предупредив: не снимай! Я и не стала, лишь
сдвинув его на затылок: шлем большой, я ушла в него по уши и
ничего вокруг не видела. Мне же хотелось вести наблюдение
через этот... как в танке называется то, куда смотрят?
— Фиг его знает. Я танки только по телевизору
видел. Может, видоискатель?
— В общем, надо
было посильнее прижаться к этой железяке, а я обо всем забыла
и, когда танк резко стартовал и дернулся, со всей дури
вломилась лбом — бум! Аж звон пошел. Шишак набила
колоссальный, но это не умерило мой восторг. Одно время даже
жалела, что женщин-танкисток не бывает.
—
Увлекающаяся вы натура, Елена.
— А я вам о
чем толкую? Это уже навсегда. Такой уродилась, такой и помру.
— Что, и любовь к коллекционированию с годами
не иссякла?
— Какое там! Только крепче стала.
"Видели бы, как я еду после спектакля —
будто сбрендила"
— Не решаюсь предположить, что же
на этот раз стало предметом вашего внимания.
—
Цветы. Садовые цветы. Недавно с подругой посчитали:
оказывается, у меня на дачном участке растет более ста видов
цветов. Правда, пока все не так красиво, чтобы приглашать
фотожурналистов, но, думаю, года через три запросто смогу
позировать на фоне своего цветника.
— Особо
ценные сорта, наверное, везете из заграницы?
— Вовсе нет. Люблю покупать цветы у бабушек,
торгующих вдоль дороги. Бабушки добрые, их растения всегда
хорошо принимаются. Былинку воткнешь в землю, а она как
распустится! Вообще-то у меня все приживается. Знакомые
говорят: "Яковлева, у тебя рука зеленая". Надо будет
как-нибудь полено посадить, проверить...
Знаете, я ведь
никогда не жила в селе. Поначалу сама себе удивлялась: откуда
это желание ковыряться на грядках? Когда Валера участок
покупал, ни о каком цветоводстве и не помышляла. Более того,
ходила и говорила: чтобы я горбатилась на этой даче? Никогда!
А потом пошло, пошло... Двадцати соток уже мало: там —
цветник, тут — теплицы... Поняла: красота притягивает. Однажды
посадила цветок, и захотелось, чтобы на следующий год он вырос
еще раз. И через два года, и через три... Кстати, оказывается,
не только дурной пример заразителен. Я и своих мужичков
приучила цветы любить. Когда надо лопатой помахать, помогают,
не отказываются. Раньше Денис летом уезжал к родне на Украину,
а в этот раз отказался: «Мама, я и так тебя редко вижу. Давай
поживем на даче». Поскольку мою и мужа работу в театре никто
не отменял, а няни у нас нет, мы с Валерой по очереди
курсируем туда-сюда. Конечно, это утомляет, но лучше так, чем
летом в городе торчать. Возвращаемся в городскую квартиру к
началу учебного года — сыну ведь надо в школу. С дачи не
наездишься, на дорогу уходит час сорок. Это уже не отдых,
когда нужно с утра вскакивать, куда-то бежать, спешить.
— Вы сами за рулем?
— Вожу
машину, но не люблю. Для меня это тяжелая работа. Необходимо
постоянное внимание, что мне не очень нравится. Куда с большим
удовольствием я мечтаю, летаю в облаках. Если бы вы увидели,
как я еду после спектакля, наверное, решили бы: Яковлева
сбрендила. Со стороны все выглядит странно: сидит в машине
человек и сам с собою разговаривает. Псих? Не объяснишь ведь
инспектору ГАИ, что я и за рулем продолжаю репетировать,
проигрывать внутри фрагменты спектаклей. Какой там светофор?
Успеть бы затормозить и не врезаться в другую машину...
— И часты такие "автомонологи"?
— Постоянны. Всегда находится причина быть
недовольной собой. По-моему, это нормально. Только дурака все
устраивает.
— Но ведь и с самокритикой можно
переусердствовать.
— Да, иногда довожу себя до
такого состояния, что боюсь выйти на сцену. Нет, вру: этот
страх сидит во мне постоянно. Помню, что чувствовала в день
премьеры в "Современнике". За час до спектакля меня обуяла
паника. Я молила о наводнении, землетрясении, пожаре — о чем
угодно, лишь бы спектакль отменили и меня оставили в покое.
Когда в лифте поехала на сцену, надеялась, что свет потухнет,
кабина застрянет, а меня не смогут быстро вытащить... Потом
прозвенел третий звонок, я сказала себе: «Пора!» — и шагнула,
как в пропасть... Господи, сколько же лет прошло с той
премьеры? Неужели двадцать? Как время-то летит!
"Женщина заорала: убирайся! И я до сих пор
боюсь зрителей, идущих к сцене"
— А что за история
была у вас со зрительницей, которая по ходу спектакля вдруг
подошла к сцене и стала кричать на весь зал, требуя, чтобы вы
немедленно покинули театр?
— Жуткие
воспоминания! Все так и происходило, как вы сказали. Только
она к сцене не подошла, а поднялась на нее. Протянула любовную
записку партнеру, а на меня стала орать: «Убирайся отсюда!»
Помню, я оцепенела от страха. Позже узнала, что это
сумасшедшая, не в первый раз устраивающая нечто подобное. Но в
тот момент пребывала в шоке. Кое-как доиграла спектакль и
думала, что больше никогда не смогу выйти на сцену. К счастью,
вскоре закончился сезон, и я немного отдохнула, но до сих пор
все сжимается внутри, когда вижу, что по залу кто-то идет к
сцене...
— А бывает, что вы ненавидите
зрителей?
— Конкретного человека, который
чем-то шуршит или — того хуже! — говорит по мобильному
телефону, могу невзлюбить. Или какого-нибудь весельчака,
часто, громко и невпопад смеющегося в тишине. Но так, чтобы
возненавидеть весь зал... Конечно, реагируешь на происходящее,
глухой четвертой стены, о которой писал Станиславский, не
существует. Все время чувствуешь дыхание людей, колыхание
живой массы. Можно сделать вид, что ничего не замечаешь, мол,
хлопайте, смейтесь, входите, выходите — мне все равно. Да,
бывает, абстрагируешься от зала, но такое случается крайне
редко, и воспоминания об этом потом долго хранишь как некий
подарок актерской судьбы.
— Вы определенно не
слишком уверенный в себе человек.
— Мягко
формулируете... Конечно, не уверенный. Огорчает ли это?
Пожалуй, нет. Самоуверенность, наверное, мне мешала бы.
Отсутствие сомнений, по-моему, является признаком
ограниченности.
— Но люди ведь разные есть.
Кто-то ведь может сознательно сказать гадость, зная, как вы
отреагируете. Вместо того чтобы послать козла, вы небось
станете рефлексировать, в себе копаться.
—
Ну-у-у, ничего, покопаюсь и успокоюсь. Это не смертельно,
переживаемо. Правда, после таких эпизодов теряется доверие к
окружающим. Один плюнул в душу, а коситься невольно начинаешь
на всех.
— Часто обламываетесь?
— В последнее время что-то зачастила.
— Не любят у нас успешных, ох не любят!
— Ничего, будем закаляться. Скоро у меня
броня станет, как у папиного танка. Если раньше из-за обидных
слов, брошенных в спину, побежала бы давиться, то сегодня
научилась оборачиваться и улыбаться в ответ. Поняла с годами,
что не к каждому мнению стоит прислушиваться, есть люди, чьими
взглядами можно пренебречь. Вот если, допустим, Галина Волчек
будет хмуриться на меня, то...
— Но однажды вы
ведь ушли из «Современника».
— Молодая была,
глупая. Амбиции взыграли, гордыня. А мне еще и горы золотые
посулили...
— И на что же вы купились?
— На обещание ролей. Валерий Фокин хотел
поставить со мной «Горе от ума», «Идиота», еще несколько
спектаклей. Три года я ждала, а когда услышала, что Валерий
Владимирович решил Достоевского сперва почему-то в Японии
поставить, то подумала: ну и ладно, ставь. Пусть Курихара
будет Настасьей Филипповной, а я ухожу. Япония почему-то меня
добила.
— Проситься обратно было трудно?
— Стыдно. Галина Борисовна словно предвидела
все и сразу говорила: ты еще вернешься. Так и получилось. Уже
на третьем месяце в Театре Ермоловой я поняла, что совершила
ужасную ошибку. Поэтому проситься было не трудно, нет,
совестно. Когда мне предложили, что называется, на разовых
выходах поиграть в спектакле «Современника» «Двое на качелях»,
я двумя руками ухватилась за появившийся шанс. Пришла к Галине
Борисовне, и... она все поняла.
— И никакого
злорадства?
— Ноль. За все годы ни одного
упрека или напоминания. Не только Волчек, никто не назвал меня
предательницей и изменщицей.
— Вы можете мне
объяснить, почему актеры так держатся за театр? Даже имеющие
шумный успех в кино, на телевидении, где слава достается
быстрее. Только растолкуйте, пожалуйста, без красивых слов о
единении с залом, как-нибудь попроще, попонятнее.
— Вряд ли дам вразумительный ответ. Это же
все на уровне чувств. Если бы вы вышли на сцену, сказали
удачную реплику и почувствовали реакцию зрителей, может,
скорее меня поняли. Вам захотелось бы испытать нечто подобное
и на следующий день. Если бы не получилось, стали бы пробовать
еще и еще. Это очень затягивает. Да, роль Насти Каменской
может принести мне больше известности, а вероятно, и денег,
чем годы работы в театре, но по доброй воле я никогда не уйду
отсюда. Кино бывает очень утомительным. Ждешь три часа, чтобы
сняться в крошечном эпизоде, потом опять сидишь и ждешь... Все
рвано, фрагментарно, нет ощущения целостности, которое
присутствует в театре. Понимаете, мне не хочется выполнять
некую повинность, нести тяжелую ношу. Куда приятнее получать
от работы радость.
— А вы пытаетесь что-то
доказать на сцене, на экране?
— Абсолютно
нет. А что, по-вашему, я должна доказывать?
"Хай брешуть... И ненароком бьют по
голове"
— К примеру, пытаетесь доказать, что вы
самая-самая.
— Я вас умоляю! В конце концов,
на сцену выхожу не я, а моя героиня. Если бы я встала и
сказала: «Меня зовут Лена Яковлева, щас я вам покажу...» —
тогда — да, можно было бы о чем-то спрашивать.
— Но ведь это Лена Яковлева перед школьным
выпускным вечером положила в пустую бутылку из-под шампанского
записку, в которой значилось: «Я стану знаменитой актрисой»?
Чем не вызов и не желание доказать миру, кто есть кто?
— Это ведь была шутка. Да, я мечтала и верила
в себя, но серьезных планов не строила. Подумала: «Даже если
бутылку распечатают через десять лет и выяснится, что я
официантка или буфетчица, ничего страшного не случится. Люди
посмеются и успокоятся».
— А были шансы
оказаться за прилавком?
— Сколько угодно! За
два года после школы я массу профессий перепробовала... Меня
до сих пор тянет заняться чем-то новым. Может, поэтому и
увлеклась садом. Устаешь круглосуточно быть артисткой,
возникает иногда желание зарыться в грязь, чтобы никто не
поверил, будто это Яковлева-интердевочка-Каменская на грядке
стоит.
— Соседи у вас кто?
—
Обычные жители Наро-Фоминска.
— Вам так и
хочется добавить: слава Богу!
— Да,
нормальные люди — открытые, душевные, понимающие,
интеллигентные.
— С дурацкими вопросами не
пристают?
— Хватит, что ко мне в роддоме с
ними приставали.
— А что? Место подходящее.
— Ага! В момент, когда я рожала и мне было,
прямо скажем, ни до чего, подошла женщина и серьезно спросила:
«Извините, а когда вы целуетесь с артистом, то делаете это
по-настоящему?»
— И что вы ответили?
— Да ничего! Я кричала от боли! Нет, женщина
все делала из лучших побуждений, она хотела успокоить меня,
отвлечь, а заодно и получить ответ на волнующий ее вопрос.
Забавно!
...Господи, вроде вчера все было, а Денис уже во
втором классе. Я вместе с ним будто заново в школу пошла. Год
уже отучилась. Правда, сегодня вряд ли смогла бы быть
отличницей — нагрузки на детей колоссальные. Помню, мы до
конца первого класса в прописях крючочки рисовали и считали до
десяти, а сейчас первоклашки уже запросто сотнями оперируют.
— А вы где впервые в школу пошли, на родной
Житомирщине?
— Сейчас вспомню... Нет, в
Донецке. Я вам рассказывала, как колесила по стране. Не скажу,
что плохо училась, но с точными предметами — математикой,
физикой, химией, геометрией были проблемы.
—
От Дениса не требуете отличных оценок?
— Нет,
но мальчик нуждается в контроле. Очень уж он непоседливый,
игривый.
— В вас?
— В нас.
Хотя Валера закончил школу без троек. Хочу, чтобы Денис в этом
походил на отца. Сейчас время, когда знания в цене.
— Кстати, о времени. У вас на часах явно не
московское выставлено.
— А тут два
циферблата. На одном — московское, на втором... нет.
— Украинское? На родителей равняетесь?
— Можно и так сказать, хотя второй циферблат
нужен для гастролей. Чтобы в часовых поясах не заблудиться...
А тема Украины для меня не то чтобы больная, но... Вы
правы, меня долго кололи провинциальностью, а недавно даже
попробовали публично оскорбить, припомнив и хохлацкий акцент,
и происхождение. Я удивилась: спустя столько лет все ворошить?
Ладно бы, женщина статью написала, а то ведь мужчина...
Правда, потом мне сказали, что он совсем даже и не мужчина...
Но откуда такая злоба? Странно. С другой стороны, хай
брешуть...
Я прочитала, обиделась, успокоилась и живу
дальше. Может, и хорошо, что периодически ненароком бьют по
башке, высоко воспарить не дают.
— Или
нароком.
— Значит, так и должно быть. Главное
— в драку не ввязываться, локтями не толкаться. Не в буфете
все-таки...
Алексей Николаевич, отец:
В любви Лене признавались вверх тормашками.
Когда
из редакции харьковской газеты «События» я отправился на
поиски родителей Елены Яковлевой, кто-то из коллег
посоветовал: «Ищи надпись на доме «Я тебя люблю, Лена!» А саму
квартиру Яковлевых помогла найти бухгалтер местного ЖЭКа: она
подсказала, что семья знаменитой актрисы живет в пятиэтажке
напротив «знаменитого дома». Старушки возле подъезда радостно
закивали: «Да-да, второй этаж, пятая квартира». Дверь мне
открыл отец Лены Алексей Николаевич. Через минуту я узнал, что
он занят изготовлением кресла, а потому мой визит оказался
совсем некстати. Тем не менее мне предложили пройти в комнату.
Жадно вглядываюсь в обстановку, пытаясь обнаружить хотя бы
один портрет именитой актрисы, но кроме живописных пейзажей на
стенах и изобретений Алексея Яковлева — миниатюрных часов,
замков и мельниц — ничего не вижу. Только в книжном шкафу
стоит несколько журналов, с обложек которых улыбается
знаменитая дочь.
— Алексей Николаевич, можете
вспомнить что-нибудь о «пеленочном» периоде в жизни Лены?
— Я слишком задерживался на работе, а потому
почти не видел ее в пеленках (отец Елены Яковлевой — военный,
сейчас полковник в отставке. — Авт.). Правда, когда жена
хотела сходить в кино, приходилось возвращаться домой
пораньше. Вот и получалось: Валерия идет в кинотеатр, а я два
часа нянчу дочку. Одно было плохо — Лена очень плакала,
оставаясь без мамы.
— И как вы ее успокаивали?
— Тряс до потери пульса, но не помогало. Нет,
Лена не была вредным ребенком — росла такой же, как все дети.
Очень любила играть. И всегда сама искала себе применение:
занималась и в доме народного творчества, и в школе Репина. А
после окончания школы пыталась работать и на радиозаводе, и в
отделении картографии, и в библиотеке им. Короленко.
— А вы что, совсем не интересовались
увлечениями дочери?
— Когда она поступила в
ГИТИС, меня друзья спрашивали: «Ты что, на лапу там дал, чтобы
она поступила?» А я и не знал, что Алена туда собирается. Ну,
отправила ее мама в Москву, а сами мы уехали отдыхать на
Азовское море. Дочь дорогу в столице сама, своим горбом
пробивала. Когда она сообщила, что ее приняли, мы с женой
поехали посмотреть, как она в Москве устроилась — каменное
общежитие, общий туалет и кухня на несколько десятков человек,
такие же тараканы, как и везде.
— Знаете ли вы
что-нибудь о легендарном признании в любви к Елене, украшающем
фасад дома?
— Оно — на девятиэтажке перед
окнами. (С балкона дома Яковлевых признание «Я люблю тебя,
Лена!» до сих пор отлично читается. — Авт.) Что я знаю?
Видишь, первую букву «я» написали в перевернутом виде: значит,
кто-то выводил слова, свесившись вниз головой с крыши
девятиэтажного дома. Лена говорит, что это одноклассники, но
кто именно — не признается.
Людмила
Курило, учительница:
Лене нравилось часто переставлять
мебель
Людмила Курило, преподаватель математики 138-й
школы г. Харькова, некогда классная руководительница Елены
Яковлевой, отлично помнит свою бывшую ученицу. Когда-то они
много общались: в доме Людмилы Михайловны Лена бывала частым
гостем. Заходила даже после окончания школы. Поделиться
новостями.
— Я, например, знаю, что Лена
любила часто переставлять мебель, — рассказывает Людмила
Михайловна. — Этот процесс вызывал у нее какие-то новые
ощущения.
— Ваш предмет — математику она не
особо жаловала.
— Лена всегда внимательно
слушала на уроках и аккуратно делала домашние задания. Но
стремления у нее были к изучению чего угодно, только не
математики. Больше всего она любила драмкружки и часто
пропадала на репетициях.
— Должно быть, уже в
школе завоевала себе поклонников?
— Все
мальчишки в классе были в нее влюблены. Из-за этого девчонки
Лене завидовали. Но дело даже не в том, что Лена была внешне
симпатична — ее красота заключалась в человеческих качествах:
добрая, умная, готовая отстаивать свою точку зрения.
— Судя по вашей оценке, репутация Лены вряд ли
соответствовала одной ее роли...
— После
фильма я была в шоке. В школе многие девочки чересчур
увлекались косметикой, а Лена никогда не выглядела вызывающе,
всегда была мила и приятна. А тут вдруг сыграла проститутку.
Но я быстро себя успокоила, ведь роль — это всего-навсего
изобретение режиссера.