(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Елена Яковлева: любительница экстрима

Она завоевала симпатии многомиллионной аудитории телезрителей в образе майора милиции и специалиста по уголовному розыску.
Как летит время! Уже почти двадцать лет Елена Яковлева играет на сцене московского "Современника", и почти пятнадцать прошло с тех пор, как она блеснула в картине Петра Тодоровского "Интердевочка", получив за свою роль приз киноакадемии "Ника" как за лучшую женскую роль 1989 года и в том же году - приз Токийского кинофестиваля. Потом были картина "Лестница" и приз Римского кинофестиваля, потом "Анкор, еще анкор!" и снова "Ника"... Ну а в последние годы, начиная с 2000-го, она завоевала симпатии многомиллионной аудитории телезрителей в образе майора милиции и специалиста по уголовному розыску Анастасии Каменской, продолжая при этом оставаться примой "Современника".
Мы встречались с Еленой в театре, где из каждой приоткрытой двери, мимо которой мы проходили по дороге к театральному буфету, доносилось: "Леночка, заходите к нам!.."


- На протяжении нескольких месяцев мы оговаривали с вами возможность этой встречи, поскольку никак не могли подыскать перерыва в вашем плотном трудовом графике. Расскажите, чем же вы были так заняты?

- Мы опять снимаем продолжение "Каменской-3", и это тоже блок из 16 серий.

- Это уже финал? Или неэкранизированные истории у Марининой еще останутся?

- Останутся, у нее их много.

- Вы еще не устали от этого образа?

- Не-ет. (Елена смеется.) Но я побаиваюсь именно наступления такого момента. Пока спасает только то, что все время появляются какие-то новые персонажи вокруг, я перезнакомилась и сдружилась с уже безумным количеством актеров - и в этом, я считаю, большой плюс столь продолжительного пребывания в образе Каменской. Всегда приятно, когда обрастаешь новыми знакомыми и друзьями, потому что от каждого ты обязательно получаешь какие-то плодотворные человеческие и творческие импульсы. Кроме того, положительным моментом, мне кажется, является еще и то, что все это время - три года - мы работаем с одной и той же съемочной командой, с одними и теми же режиссером, операторами - это уже единый творческий коллектив, почти семья, в которой никому ничего не надо доказывать, все про всех уже все знают. Хотя, конечно, самую большую нагрузку испытывает наш режиссер Юрий Павлович Мороз, потому что, когда мы отдыхаем, он продолжает трудиться над монтажом... Получается, что "внутри" детективов Марининой он живет уже три года подряд. Меня же спасает то, что много другой работы в театре. Я играю в пяти репертуарных спектаклях - это "Вишневый сад", "Играем Шиллера", "Мурлин Мурло", "Пигмалион", "Мы едем, едем, едем...". В месяц получается восемь-десять спектаклей.

- Александра Маринина довольна вашей работой с ее любимым образом?

- Вы знаете, Маринина мне однажды сказала: "Я теперь когда пишу, тебя представляю, настолько у меня в голове уже все смешалось... Я вижу, как ты идешь, как говоришь, как головой вертишь..."

- Вам нравятся рекламные щиты, развешанные по Москве с вашей фотографией и надписью "Каменская работает для России"?

- Вы знаете, я видела это только один раз и то когда проезжала довольно быстро па машине... Так, видимо, сейчас модно. Во всяком случае, это, наверное лучше, чем грязные и обшарпанные стены вокруг. Кроме того, плакаты лампочками освещаются, а значит, и вокруг улица светлее становится.

- Еще где-нибудь вы снимаетесь?

- В момент некоторой передышки были предложения начать сниматься в другом фильме. Но внутреннего импульса этот сценарий у меня не вызвал, и я отказалась. А скакать из сериала в сериал я не хочу, чтобы люди не путались в моих героинях.

- Я слышала, вы с сыном увлекаетесь верховой ездой?

- Да, очень. А началось все с того, что мы с Денисом неподалеку от нашего загородного дома обнаружили конюшню. Первый раз пошли просто на лошадок поглядеть, погладить их. А пришли - сыну захотелось прокатиться. И он увлекся. Пока его возили по манежу, мне было не страшно. Когда же вывезли в ноле, мое материнское сердце защемило, я попросила и для себя какую-нибудь клячу и поехала его догонять. Мне дали каскадершу Дельту - лошадь, которая прошла огонь и воду. Я ей объяснила: старушка, надо догнать моего сына! Она все поняла: догнала Дениса, меня не скинув. Так незаметно и я втянулась, полюбила ездить верхом. Денис скачет, а я следом. Лучше, чем сидеть у конюшни и волноваться. За восемь месяцев мы научилась рысью скакать. Это так здорово: зимой ездить по лесу, смотреть на следы зайчиков, дышать свежим воздухом! Если бы не лошади, столько времени я бы не проводила на природе. Сейчас так втянулись, что даже в день спектакля совершаем конную прогулку. В последнее время мы уже и галоп освоили. Недавно даже ускоренный галоп попробовали. Впечатление: ужасно быстро и ветер свистит в ушах!

- Однажды вы участвовали в съемках "Форта Боярд". Там эмоции, наверное, еще круче?

- Я была безумно потрясена всем, что там происходило. Честно скажу, я ехала во Францию не побеждать, а просто участвовать. Меня воооще такие авантюры сильно увлекают, будоражат... Участвуя в такого рода проектах, испытываешь невероятные ощущения азарта, юности, жажды приключений. А какое там невероятное чувство команды, чувство локтя! Да и место сразу возвращает тебя во времена "Трех мушкетеров"... И если б мне что-то такое еще предложили, я бы не думая ринулась участвовать. Правда, когда меня позвали в "Последнего героя" и предложили рвануть на Карибские острова на месяц - вынуждена была отказаться из-за того, что шли съемки сериала и спектакли в театре. Хотя я даже подумывала сорваться туда хотя бы на недельку...

- Неужели правда поехали бы?

- Конечно, поехала бы, если бы в это время у меня был отпуск. Это же безумно интересно попробовать себя и свои силы.

- У вас что же, с детства эта тяга к приключениям и путешествиям по экзотическим местам?

- Вы знаете, в экзотических местах мне действительно довелось пожить - я ведь из семьи военного. И мы все мое детство прожили на чемоданах, кочуя с места на место.

- У вас было счастливое детство?

- Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что да, счастливое. А тогда мне казалось, что оно у меня трудное. Хотя сейчас, глядя на своего сына, я понимаю, что учиться в школе нам было гораздо легче, у нас не было такой безумной нагрузки, и мы не таскали с собой таких тяжеленных портфелей. Вот сегодня сын ушел на тренировку, а рюкзак свой перебросил мне, чтобы я отнесла его домой. Казалось бы, пройти нужно было 15-20 минут. Но я еще не дошла до дома, а у меня уже руки трястись начали от перенапряжения!..

- Где тренируется Денис?

- В секции карате. Занимается он уже довольно давно, у него зеленый пояс...

- Насколько я знаю, верховой ездой вы занялись вслед за сыном. А карате тоже занимаетесь?

- Пока еще нет, но очень хочу начать в декабре, когда закончатся съемки "Каменской-3". Я уже даже договорилась с тренером...

- Интересно, а тяга к спорту у вас с детства?

- Нет, что удивительно, я никогда в детстве не занималась спортом. Может быть, и нужно было. Но я знаю, что у меня нет спортивного характера. Есть азарт, а вот настойчивости, если не получается, пока не хватает...

- Неужели? А разве в актерской профессии настойчивость не требуется?

- В актерской профессии все немножко другое. У нас скорее душевные, интеллектуальные перегрузки, а не физические. Физические перегрузки я не способна выдерживать. Я помню, как это было в "Форте Боярд" и какая крепотура во всем теле была у меня на следующие несколько дней после съемок. Если бы не это, я бы там еще некоторое время поиграла. Кроме того, мне нужно было лететь в Москву на "Вишневый сад". Я вышла на сцену и чувствую, что не могу шевельнуть ни рукой, ни ногой. А в этом спектакле у меня все мизансцены на приседании. Что интересно, раньше я этого никогда не замечала. А тут у меня буквально искры из глаз летели, когда я играла... И как я не выла от боли - это одному Богу известно...

- Ну вот, а говорите, что неспособны выносить физических перегрузок. Насколько я знаю, вы ведь еще и за рулем собственного авто по Москве ездите, а это тоже немалые перегрузки!

- По Москве ездить действительно очень сложно, поэтому я свожу это удовольствие до минимума: только до театра и домой, чтобы поздно вечером после спектакля не спускаться в метро. Вообще, я очень серьезно отношусь к вождению автомобиля. Если еду куда-то в незнакомое место, сначала по карте изучаю маршрут. При движении обращаю внимание на все знаки. Мне кажется, женщины очень аккуратно ездят. Представительницы слабого пола намного лучше ведут себя за рулем, чем это принято думать.

- Вы с мужем, актером Валерием Шальных, оба работаете в театре. А ваш сын Денис уже определился в выборе будущей профессии?

- Насколько я заметила, сын у нас - однолюб. И вот уже на протяжении шести лет он продолжает бредить палеонтологией.

- Вы, наверное, уже забыли, что бывает такое состояние, как творческий простой?

- Мне кажется, что такого понятия - "творческий простой" - у человека по-настоящему творческого вообще не существует. Даже если он не репетирует ничего нового, все равно каждый его выход на сцену - это новое состояние, это постоянный поиск чего-то еще. В моей кинобиографии больших перерывов не случалось. После "Интердевочки" был "Анкор, еще анкор!", "Воспитание жестокости у женщин и собак" - фильм, который мне очень нравится и по смыслу, и по содержанию, и по визуальному ряду... Кроме того, любой перерыв в работе - это возможность не просто передохнуть, но и почерпнуть и для себя, и для своей профессии что-то новое.

- И для отдыха времени хватает?

- Да, вполне. В переездах и в перерывах между съемками я успеваю что-нибудь почитать. Причем в эти минуты даже получается больше, чем дома. Книга дает мне максимум и для отдыха, и для интеллектуального восполнения, поскольку, читая и подключая свою фантазию и воображение, сам себе создаешь максимальное наслаждение.



Т. Секридова, журнал "Лица"

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.