Елена Яковлева стабильно
вызывает два чувства - уважение и любопытство. Как ей,
заметной актрисе, удается быть одновременно не скучной и не
скандальной? С публикой вроде как полагается слегка
заигрывать, подогревать популярность - она же этого
принципиально не делает. Точнее, не прибегает ни к каким
"посторонним" средствам. Даже интервью не любит давать, а уж
по тусовкам светиться - и вовсе не для нее. Яковлева держится
на волне народного интереса исключительно благодаря работе -
ролям в кино, театре, на телевидении. Сейчас для большинства
она майор Каменская (как раньше для всех была интердевочкой) -
каждый вечер в вашем доме... На самом же деле по вечерам Елена
или в театре "Современник", или в своем собственном доме, с
мужем и сыном. Все у нее в жизни правильно, на пятерочку с
плюсом. Плюс ей за то, что жадности к жизни Яковлева, слава
богу, не потеряла. Судите сами - вот она перед вами в полный
рост...
Сказать, что Елена Яковлева воплощает
собой тип русской женщины, - покривить душой. Скорее, это тип
новой русской женщины, у которой, упаси бог, нет ничего общего
с женой нового русского или с хищной бизнесвумен. Она -
женщина не совковая. Не замотанная, не истеричная, все
успевающая и имеющая хобби. Иногда она даже чересчур стерильна
для актрисы. Этакая отличница шоу-бизнеса.
Между майором и проституткой
На самом деле много общего. За обе роли Яковлева
бралась основательно. Нет, она, конечно, не ходила на панель
по методу Станиславского, но как-то раз четыре актрисы,
играющие роли интердевочек, - а именно Яковлева, Дапкунайте,
Розанова и Немоляева - пошли в ресторан известной гостиницы в
соответствующих нарядах. Они сидели там, попивая коктейли и
развязно болтая, пока к ним не подошли местные проститутки и
очень строго не приказали выметаться. "Это наша территория", -
гордо сказали путаны. Тогда артистки поняли, что уже
окончательно и хорошо вжились в образ. А на пробы к режиссеру
Петру Тодоровскому Яковлева пошла в коротюсенькой юбочке, на
каблуках и сильно накрашенная, опять-таки по Станиславскому.
Пока она дошла до метро, ее пару раз ущипнули за попу и тройку
раз похлопали по спинке. Так что в метро артистка не поехала,
а опрометью кинулась домой переодеваться. А когда ее
пригласили сниматься в роли Насти Каменской, она прочитала все
книги Александры Марининой (и до сих пор читает) и даже
сделала пластическую операцию - подтянула мешки под глазами.
Говорила, что давно собиралась это сделать, только боялась.
Муж, Валерий Шальных, которому надоело каждодневное
нытье перед зеркалом, сказал ей: "Иди уж!" И она пошла. И
сделала. И Настя-майор, и Танюша-проститутка у нее
интеллигентные, ироничные дамы, не склонные к жлобству и
домашнему хозяйству. За что часто терпят. А еще обе роли у нее
знаковые. Как со вздохом говорит сама Яковлева, после
"Интердевочки" ее десять лет ни в каком другом образе не
воспринимали. Путана затмила все. Теперь вот она будет
ассоциироваться с Каменской, пока не "перебьет" ее более
сильной ролью. Тем более какая-то интересная намечается, но
Яковлева ничего не хочет о ней говорить, боится, чтоб не
сглазить.
Перпетуум-мобиле
Наверное, надо родиться такой. В тот год, когда
снималась "Каменская-2", Яковлева моталась из Минска, где
собственно шли киносъемки, в Москву, на спектакли театра
"Современник", где тоже была занята. И вот утром она
занималась уголовным делом, как Каменская, а вечером ей, как
Марии Стюарт, рубили голову на сцене "Современника". "Не
боитесь таких сцен?" - спрашивают ее журналисты, а Яковлева
говорит, что никогда не согласилась бы лечь на сцене в гроб
или чтобы ее фотография стояла на гробе, а что касается сцены
казни в "Играем... Шиллера", то там она чувствует себя собой
только до определенного предела, а когда начинаются все эти
дела с отрубанием, то это уже не она, а историческая Мария, и
ведь голову ей действительно отрубили! Кроме того, что она
предельно занята на съемках, она очень хорошо занята в
"Современнике". И еще ведет передачу "Что хочет женщина". По
утверждению режиссера передачи, где нужно подпустить герою
шпильку, как-то его отрезвить, вернуть к реальности, выпускают
в качестве ведущей Клару Новикову. А вот, наоборот, там, где
нужно пожалеть, - здесь солирует Яковлева. "Зачем вам
телевидение?" - спрашивают ее в многочисленных интервью.
Яковлева привычно отвечает, что ей, как актрисе, это даже
полезно -- понаблюдать за персонажами, которые приходят на
передачу. Здесь столько эмоций, характеров и судеб, причем
сконцентрированных на маленьком пятачке в единицу времени, что
другого такого случая ей не представится. Она такая с детства,
отдыхать ей скучно. Этим летом снималась в передаче "Форт
Боярд" - бегала, лазила, прыгала, поняла, что способна еще на
ой как много! А когда ее спрашивают, не надоело ли ей
сниматься в "Каменской", ведь предстоит последний
заключительный этап - "Каменская-3", она говорит, что раз
ввязалась, надо работать до конца, а не подставлять команду.
Коллеги и поклонники
С 1984 года Елена Яковлева играет в
"Современнике". Уходила как-то на три года в Театр имени
Ермоловой, чтобы сыграть главные роли в "Идиоте" и "Горе от
ума". Но потом поняла, что родной ей коллектив - это
"Современник". Говорит, что не понимает тех актеров, которые
мечутся из театра в театр. Зависть коллег ей незнакома. И
вообще, Галина Волчек утверждает, что Яковлева - это "ее"
актриса, вслед за Лавровой и Нееловой. Что и подтверждается
занятостью. Как-то на спектакле "Двое на качелях" к сцене
выбежала странная зрительница и с криком швырнула в лицо
Яковлевой кипу листов. Она оказалась сумасшедшей поклонницей
партнера Елены, артиста Александра Кахуна. Что называется,
приревновала. В следующем акте Яковлева боялась выходить на
сцену, ее всю трясло, появился страх сцены. Но - упорная
дамочка - все же сумела его преодолеть. Конечно, далеко не все
зрители такие. Очень часто на вахте театра для Яковлевой
поклонники оставляют "набор Каменской": кофе, сигареты и
грейпфрутовый сок. А публично ругалась с коллегой Яковлева
всего один раз. Да и то, как она признается, это было нарочно.
Они с Дмитрием Нагиевым решили по примеру западных продюсеров
раскрутить новую "Каменскую" скандалом. Дескать, они намертво
разругались. Правда, когда Нагиев вошел в раж и обозвал
Яковлеву пожилой актрисой, Елене это не сильно понравилось.
Она посчитала, что свою часть "раскрутки" выполнила более
мягко, всего-то обозвала Нагиева клоуном.
Дом и семья
Они у нее
образцовые. В обязанности мужа входит подавать сонной Елене по
утрам чашечку кофе в постель и следить за ребенком, когда она
на гастролях. Это святое. Ребенка, сына Дениса, Елена
воспитывала по-японски. Буквально. До пяти лет разрешала ему
все. Причем уверяла, что любая неограниченная шалость долго не
длится, ребенок, заскучав, вместо того, например, чтобы
молотить палкой по батарее, переключается на киданье
подушками. И так познает мир. Родителям остается только
терпеть. Они и терпели. Потому что очень любят Дениса. Когда
он появился, артистке Яковлевой было за тридцать, а папе
Валерию Шальных почти сорок лет. У Валерия есть от предыдущего
брака дочка Катя семнадцати лет, и с девятилетним братиком она
очень дружит. Денис не по годам серьезен (сказалось, видимо,
японское воспитание), увлекается палеонтологией и айкидо.
Кроме того, они с мамой очень любят ездить на лошадях и
кататься на роликах. Друзья знают Елену, как примерного
цветовода. Это у нее с детства. Еще в детстве она обставляла
горшками с цветами все подоконники. А теперь, когда они купили
новый загородный дом поближе к Москве, ей есть где
развернуться. На предыдущем дачном участке она выращивала сто
видов цветов, в любимцах ходили флоксы. На новой земле она
намеревается перекрыть рекорд и довести число видов до 150.
Кроме сына и мужа в квартире с Яковлевой проживают две собаки.
Старенький кокер и молодой хаски. Их выгуливает опять же
Валерий. А родители Лены живут в Харькове, откуда она когда-то
приехала покорять Москву. Папа - бывший военный, мама -
секретарь-референт.
Увлечения и
антиувлечения
Помимо цветов и лошадей,
Яковлева довольно бодро водит машину. Это, конечно,
вынужденное увлечение, но для Москвы очень необходимое. Первой
машиной у Елены была "Ока", которую как-то подарили ей за
выступление на КамАЗе. Водить Лену учил муж. Она нервничала,
психовала и, в конце концов, во что-то врезалась. Но Яковлева
была бы не Яковлева, если бы не осилила науку автовождения.
Хотя, как она признается, ее мечта - это машина с кнопочкой
результата следования. Сел, нажал, а дальше она уже сама тебя
без проблем довезет. После "Оки" у нее, конечно, были другие
машины. Причем два раза их угоняли. Так вот, в первый раз вор
вернул машину, не прошло и недели. То ли узнал, чья, и
побоялся связываться, то ли из уважения. Вторую оперативно
вернула милиция, и тоже за шесть дней. Теперь у нее
"Рено-Меган", на котором она аккуратно ездит. До того
аккуратно, что первые три года водительского стажа ее ни разу
не останавливала милиция. И вообще, Яковлева считает, что
женщины - лучшие водители, потому что в массе своей не пьют,
не лихачат и соблюдают правила. Когда у Лены выдается
свободное время, она очень любит почитать. Как давно любимых
Бунина и Набокова, так и какой-нибудь современный детективчик.
А вот оперу и балет (так она как-то непредусмотрительно
заявила) не любит. И готовить не любит. А уж если берется, то
готовит много и надолго. Например, полную кастрюлю сациви. Не
любит давать интервью, потому что спрашивают одно и то же. Не
любит, когда на улице узнают и грубо вторгаются в личное
пространство. Не любит ходить по нашим магазинам, потому что
продавцы пытаются продать совершенно неподходящую вещь. Ну и
много чего "не".
Характер
Характер у нее нордический, сдержанный, но вполне
может в случае чего и в морду дать. Если покусятся на что-то
святое. Режиссеры характеризуют ее как даму вменяемую и
корректную, но сама Яковлева говорит, что если ей что-то не
нравится, она всеми силами будет отстаивать свое. Так,
например, в "Интердевочке", в знаменитой сцене секса с
японцем, Яковлева наотрез отказалась изображать страсть (ну в
самом деле, какая страсть, когда с японцем и еще за деньги?!)
и лежала натуральным бревном. Тогда нетерпеливый Тодоровский
(а никакого японца поблизости, разумеется, не было) схватил ее
за ноги и стал, невидимый камере, дергать. Яковлева оставалась
невозмутима. Потом Тодоровский попросил гримера нанести
актрисе на лицо немножко глицерина - как будто бы пот. Потока
глицерина артистка уже не выдержала и скривилась. "Вот это уже
ближе к жизни", - довольно сказал режиссер. Яковлева -
патриотка. Когда она была с гастролями в Канаде, ей очень не
понравилось, что бывшие соотечественники дотошно спрашивали,
что у нас в России плохого происходит. И даже то, что
действительно было плохо, в ее рассказе, неожиданно для нее
самой, приобрело благородные черты. Такого патриотизма она от
себя не ожидала. Она говорит, что ей поступали предложения
из-за рубежа, но она считает, что играть она может только
по-русски.
Английский же, по ее выражению, у нее
"магазинный". Она против насилия и порнографии на экране, она
верная жена и любящая мать. Она не предает коллег и не
подставляет друзей. Она не буянит в ресторанах и не заводит по
трое любовников зараз, не носит шикарных туалетов и не
вставляет своей собачке платиновые зубки. В общем, она по
жизни отличница. И скандальной журналистике зацепиться здесь
не за что.