(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
Интервью
Елена Яковлева: "Я умоляю режиссера, чтобы в "Каменской-4" меня, наконец, застрелили"
Снявшись в роли Тани Зайцевой в фильме
Петра Тодоровского "Интердевочка", Елена Яковлева проснулась
знаменитой. "Это был настоящий прорыв, - вспоминает актриса, -
в общественном транспорте тогда все взахлеб читали эту повесть
Кунина, напечатанную ленинградским журналом "Аврора", и мы,
артисты, сами, затаив дыхание, ждали, кто из режиссеров (после
первой ласточки, оповещавшей, что в Советском Союзе таки да,
секс есть, - фильма "Маленькая Вера") рискнет экранизировать
"Интердевочку"...". Вообще актерский талант Яковлевой
настолько неподражаем, что ее роли действительно незабываемы -
авантюрная "Русская рулетка", поэтическое "Ретро на троих" и,
наконец, сериалы - "Петербургские тайны" и три цикла
"Каменской". Впрочем, о последней Елена уже и слышать не
хочет, не то что говорить: "Я очень прошу режиссера, чтобы в
"Каменской-4" меня, наконец, застрелили - мне надоело
постоянно повторять тексты Марининой и казаться страшно умной
- хочется побыть самой собой и, вообще, я не представляю, как
моя героиня, у которой страшно болят спина и ноги, работает
сутки напролет, практически без сна - я не верю, что на самом
деле - это возможно".
Hа днях популярная актриса
побывала в Киеве по приглашению литературной ассоциации
"Ровесник века", где и встретилась с нашим корреспондентом и
ответила на вопросы, первым из которых был о Киеве.
- Я уже не первый раз в Киеве, мне безумно
нравится ваш город. Мы привозили с театром "Современник"
спектакли "Пигмалион" и "Играем Шиллера", а в мае этого года
снова приедем к вам.
- Что особенно запомнилось на
съемках "Интердевочки"?
- Тодоровский, хоть и
прислал мне приглашение на пробы, поначалу даже и смотреть не
хотел в мою сторону. Дело в том, что, собираясь на пробы,
наряд я тщательно подобрала-продумала, а мой муж посмотрел и
сказал: "Тебе в метро не стыдно будет в таком виде ехать?" Ну,
я и решила не позориться, надела, как всегда, рубашку и
джинсы, а Тодоровский говорит: "Разве она похожа на пугану?" И
только эпизод прощания Тани с мамой перед отъездом в Швецию
решил мою судьбу в этом фильме: несчетное количество дублей
меня настолько измордовало, что собственные слезы у меня текли
ручьями, без остановки, а Тодоровский глаз не мог оторвать -
надо же, как "вжилась" в роль! Но самое потрясающее - это
работа со шведскими актерами, на которых система
Станиславского отдыхает. По ходу действия ко мне должен
был приставать пьяный швед, а я била его бутылкой по голове
(пластмассовой, конечно). Шведский актер долго не мог
"въехать" в тему, играл вяло, пока я не сказала: "Ты пьяного
играешь совсем неубедительно - может, пойдешь выпьешь граммов
пятьдесят, чтобы войти в роль?" Он пошел, а через десять минут
вернулся уже "готовый" и с нехорошим блеском в глазах. Сыграли
дубль, а Тодоровскому опять не понравилось. Пока он нас,
актеров, чихвостил, швед улизнул и снова принял добрую порцию
коньяка - с непривычки его совсем развезло. Он меня так сильно
схватил, что я разозлилась и думаю: ладно, пусть у меня синяки
и царапины будут, зато я ему сейчас как врежу (а бутылку
из-под шампанского забыли поменять на пластмассовую), но
чувствую, что как бы ни был мне противен этот швед - не могу
же я его убить, и кричу изо всех сил операторам: "Стоп!"
Тодоровский орет: "Сколько можно?" Я говорю: "Петр Ефимович, я
его сейчас убью..." Истратили мы уйму пленки, а потом я шведу
сказала, что наши актеры умеют трать пьяных без коньяка и с
женщиной обращаются в тысячу раз обходительнее и что, вообще,
вы, шведы, не то что не артисты, но и не мужики, ведете себя
крайне отвратительно.
- "Современник" - это роман
на всю жизнь?
- Был однажды период в моей
сценической карьере, когда я уходила из "Современника", в
котором работаю с 1984 года. Теперь об этом казусе, слава
Богу, никто уже не помнит. После шумных успехов в "Двое на
качелях" и "Кто боится Вирджинии Вулф" Э. Олби, где я играла
вместо ушедшей в декрет Нееловой, я стала сниматься в кино без
перерывов - слава вскружила мне голову и казалось, что я
способна на гораздо большее, а видные режиссеры, вроде Фокина
из Театра им. Ермоловой, стали говорить: "Что ты прозябаешь в
этом "Современнике"? Переходи в наш театр, я дам тебе роль
Софьи в "Горе от ума" и Настасьи Филипповны в "Идиоте".
Конечно, у меня "крышу сорвало", и я заявила режиссеру Галине
Волчек, что я действительно у них "прозябаю" и ухожу в Театр
им. Ермоловой. Помню нашу последнюю беседу Волчек сидела злая,
как собака (она обычно курит одну сигарету за другой, без
перерыва, а тут в течение получаса держала в руках зажигалку -
даже не прикурила), отчитывала меня, что я, мол, последняя
дура, даже не понимаю, куда иду. А я знала, что меня ждет
тяжелый разговор и предварительно наглоталась успокоительных
таблеток, вроде "элениума", и никак на Волчек не реагировала.
А она еще пуще из себя вышла: "Да какая мать тебя родила!" А я
ей: "Вы только мать мою не трогайте", - и написала заявление
об уходе. Но как только я переступила порог другого театра,
мне сразу показалось, что все в нем как-то не так, даже дверь
открывается иначе, на сцену вообще неудобно выходить.
Проработала я в Театре им. Ермоловой три года, но обещанных
ролей так и не дождалась, единственное, за что я благодарна
этому театру - я играла в пьесе "Костюмер" вместе с Зиновием
Гердтом и старейшим актером Егудом - это была для меня
великолепная школа актерского мастерства. Я продолжала много
сниматься в кино, поэтому ничего не стала объяснять Валерию
Фокину - просто уволилась и ушла в никуда. А в театре
"Современник" через моего мужа узнали, что я свободна. Мне
позвонила директор театра и предложила играть в "Двое на
качелях" несколько раз в месяц, и я согласилась. И первая,
кто мне встретился, как только я вошла снова в "Современник",
была Галина Волчек. Она позвала меня в кабинет, где от наплыва
чувств я просто разрыдалась, и она тоже сидела с мокрыми
глазами и говорила: "Ну что, поняла, наконец, где твой театр?"
И я горжусь тем фактом, что я единственная актриса, которую
Волчек вернула в "Современник".
- Какую, на ваш
взгляд, роль играет мужчина в формировании образа женщины?
- Никакую. Обычно мужчины выполняют чисто декоративную
функцию - вроде тросточки или подставленной руки. По самое
дорогое, что может дать мужчина женщине - это подарить ей чудо
материнства, за что я безмерно благодарна своему мужу у меня
такой замечательный сын - я за это прощаю мужу очень многие
выходки.
- Родили бы вы еще одного ребенка?
- Я бы с удовольствием, но уже возраст не очень
позволяет.
- Любите ли вы готовить?
-
Когда у меня есть время, вкусно готовлю грузинское сациви и
украинский борщ с пампушками. Сын очень любит салаты, поэтому
в холодильнике у нас всегда есть винегрет или оливье - как бы
мне тошно не было, но для своих мужчин я это все режу, крошу,
заготавливаю.
- Каков круг ваших друзей?
- Это, как правило, люди очень далекие от театра -
геологи, врачи, историки. Так сложилось, наверное, потому, что
дома просто невозможно говорить о профессиональных проблемах -
у коллег не обходится без зависти, эго уже доказано на
жизненном опыте.
- Вы действительно делали
пластическую операцию?
- Я делала небольшую
операцию - убирала подглазные грыжи, которые образуются у
актеров из-за огромного количества света, направленного
постоянно на сцену и от усталости глаз. Я сделала это еще до
начала съемок "Каменской" и очень довольна результатом - уже
несколько лет прошло, а я теперь и чаю могу напиться на ночь
вволю - утром глаза не будут опухшими. Я считаю, что в
пределах разумного всегда можно подкорректировать свою
внешность - а почему бы и нет, если женщина хочет выглядеть
получше. Правда, операция не из дешевых. А на ночь я делаю
маски из льда с лимоном.
- Почему вы так много
курите? Какие радости жизни заменяет вам сигарета?
- Я не отдаю себе отчет, сколько за день выкуриваю.
По-моему, я обкурилась уже до такой степени что дым заменяет
мне воздух. Это привычка.
- Ваш муж - тоже актер
театра "Современник": как уживаются под одной крышей две
творческие личности? Можно ли сравнить его отношение к вам с
тем уважением и пониманием, с которым относится к вашей
героине Каменской по сюжету ее супруг?
- Мы живем
вместе с мужем с 85 года и стараемся дома о творческих
проблемах не говорить - это табу. Мы достаточно с мужем
"притерлись" друг к другу и улавливаем настроение по одному
только взгляду.
- Ваш любимый зарубежный фильм?
- "Список Шиндлера" Стивена Спилберга. Вообще,
Спилберг - любимый режиссер мой и моего сына, который без ума
от "Парка Юрского периода". А из сериалов мне нравится "Скорая
помощь", я его с удовольствием смотрю и думаю: "Вот бы мне в
такую больницу попасть".
- Можете назвать самые
яркие впечатления от своих зарубежных поездок?
-
Самое потрясающее впечатление на меня произвела Индия. Это
страна контрастов. Там царит ужасная нищета на фоне безумно
красивой экзотической природы. В гостиничном номере у меня бил
фонтан, а к нашему приезду на полу в холле было выложено
живыми цветами: "Поздравляем русских артистов". Казалось, так
прекрасно - цветочки благоухают, фонтаны искрятся, а когда мы
выехали в город и я увидела страшные толпы нищих попрошаек, у
меня мурашки по спине пробежали. Там существует такой
профсоюз, куда многодетные матери отдают своего девятого или
десятого ребенка, если не могут его прокормить - ребеночка
сажают в кувшин и он вырастает уродом с переломанным хребтом,
зато за счет подаваемой ему милостыни кормится все семейство.
В джунглях находится город Свободной любви, куда съезжаются со
всего мира ради беспорядочных половых связей - перед въездом в
этот город требуется только предъявить медицинскую справку,
что ты не болен СПИДом. Есть что вспомнить. А вот о Европе я
бы ничего интересного не смогла рассказать - там все сытые и
довольные, жрут сосиски - совсем неинтересно.
А. Лобановская
>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.
|