(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Елена Яковлева: "Я умоляю режиссера, чтобы в "Каменской-4" меня, наконец, застрелили"

Снявшись в роли Тани Зайцевой в фильме Петра Тодоровского "Интердевочка", Елена Яковлева проснулась знаменитой. "Это был настоящий прорыв, - вспоминает актриса, - в общественном транспорте тогда все взахлеб читали эту повесть Кунина, напечатанную ленинградским журналом "Аврора", и мы, артисты, сами, затаив дыхание, ждали, кто из режиссеров (после первой ласточки, оповещавшей, что в Советском Союзе таки да, секс есть, - фильма "Маленькая Вера") рискнет экранизировать "Интердевочку"...". Вообще актерский талант Яковлевой настолько неподражаем, что ее роли действительно незабываемы - авантюрная "Русская рулетка", поэтическое "Ретро на троих" и, наконец, сериалы - "Петербургские тайны" и три цикла "Каменской". Впрочем, о последней Елена уже и слышать не хочет, не то что говорить: "Я очень прошу режиссера, чтобы в "Каменской-4" меня, наконец, застрелили - мне надоело постоянно повторять тексты Марининой и казаться страшно умной - хочется побыть самой собой и, вообще, я не представляю, как моя героиня, у которой страшно болят спина и ноги, работает сутки напролет, практически без сна - я не верю, что на самом деле - это возможно".

Hа днях популярная актриса побывала в Киеве по приглашению литературной ассоциации "Ровесник века", где и встретилась с нашим корреспондентом и ответила на вопросы, первым из которых был о Киеве.


- Я уже не первый раз в Киеве, мне безумно нравится ваш город. Мы привозили с театром "Современник" спектакли "Пигмалион" и "Играем Шиллера", а в мае этого года снова приедем к вам.

- Что особенно запомнилось на съемках "Интердевочки"?

- Тодоровский, хоть и прислал мне приглашение на пробы, поначалу даже и смотреть не хотел в мою сторону. Дело в том, что, собираясь на пробы, наряд я тщательно подобрала-продумала, а мой муж посмотрел и сказал: "Тебе в метро не стыдно будет в таком виде ехать?" Ну, я и решила не позориться, надела, как всегда, рубашку и джинсы, а Тодоровский говорит: "Разве она похожа на пугану?" И только эпизод прощания Тани с мамой перед отъездом в Швецию решил мою судьбу в этом фильме: несчетное количество дублей меня настолько измордовало, что собственные слезы у меня текли ручьями, без остановки, а Тодоровский глаз не мог оторвать - надо же, как "вжилась" в роль! Но самое потрясающее - это работа со шведскими актерами, на которых система Станиславского отдыхает.
По ходу действия ко мне должен был приставать пьяный швед, а я била его бутылкой по голове (пластмассовой, конечно). Шведский актер долго не мог "въехать" в тему, играл вяло, пока я не сказала: "Ты пьяного играешь совсем неубедительно - может, пойдешь выпьешь граммов пятьдесят, чтобы войти в роль?" Он пошел, а через десять минут вернулся уже "готовый" и с нехорошим блеском в глазах. Сыграли дубль, а Тодоровскому опять не понравилось. Пока он нас, актеров, чихвостил, швед улизнул и снова принял добрую порцию коньяка - с непривычки его совсем развезло. Он меня так сильно схватил, что я разозлилась и думаю: ладно, пусть у меня синяки и царапины будут, зато я ему сейчас как врежу (а бутылку из-под шампанского забыли поменять на пластмассовую), но чувствую, что как бы ни был мне противен этот швед - не могу же я его убить, и кричу изо всех сил операторам: "Стоп!" Тодоровский орет: "Сколько можно?" Я говорю: "Петр Ефимович, я его сейчас убью..." Истратили мы уйму пленки, а потом я шведу сказала, что наши актеры умеют трать пьяных без коньяка и с женщиной обращаются в тысячу раз обходительнее и что, вообще, вы, шведы, не то что не артисты, но и не мужики, ведете себя крайне отвратительно.

- "Современник" - это роман на всю жизнь?

- Был однажды период в моей сценической карьере, когда я уходила из "Современника", в котором работаю с 1984 года. Теперь об этом казусе, слава Богу, никто уже не помнит. После шумных успехов в "Двое на качелях" и "Кто боится Вирджинии Вулф" Э. Олби, где я играла вместо ушедшей в декрет Нееловой, я стала сниматься в кино без перерывов - слава вскружила мне голову и казалось, что я способна на гораздо большее, а видные режиссеры, вроде Фокина из Театра им. Ермоловой, стали говорить: "Что ты прозябаешь в этом "Современнике"? Переходи в наш театр, я дам тебе роль Софьи в "Горе от ума" и Настасьи Филипповны в "Идиоте". Конечно, у меня "крышу сорвало", и я заявила режиссеру Галине Волчек, что я действительно у них "прозябаю" и ухожу в Театр им. Ермоловой. Помню нашу последнюю беседу Волчек сидела злая, как собака (она обычно курит одну сигарету за другой, без перерыва, а тут в течение получаса держала в руках зажигалку - даже не прикурила), отчитывала меня, что я, мол, последняя дура, даже не понимаю, куда иду. А я знала, что меня ждет тяжелый разговор и предварительно наглоталась успокоительных таблеток, вроде "элениума", и никак на Волчек не реагировала. А она еще пуще из себя вышла: "Да какая мать тебя родила!" А я ей: "Вы только мать мою не трогайте", - и написала заявление об уходе. Но как только я переступила порог другого театра, мне сразу показалось, что все в нем как-то не так, даже дверь открывается иначе, на сцену вообще неудобно выходить. Проработала я в Театре им. Ермоловой три года, но обещанных ролей так и не дождалась, единственное, за что я благодарна этому театру - я играла в пьесе "Костюмер" вместе с Зиновием Гердтом и старейшим актером Егудом - это была для меня великолепная школа актерского мастерства. Я продолжала много сниматься в кино, поэтому ничего не стала объяснять Валерию Фокину - просто уволилась и ушла в никуда. А в театре "Современник" через моего мужа узнали, что я свободна. Мне позвонила директор театра и предложила играть в "Двое на качелях" несколько раз в месяц, и я согласилась.
И первая, кто мне встретился, как только я вошла снова в "Современник", была Галина Волчек. Она позвала меня в кабинет, где от наплыва чувств я просто разрыдалась, и она тоже сидела с мокрыми глазами и говорила: "Ну что, поняла, наконец, где твой театр?" И я горжусь тем фактом, что я единственная актриса, которую Волчек вернула в "Современник".

- Какую, на ваш взгляд, роль играет мужчина в формировании образа женщины?

- Никакую. Обычно мужчины выполняют чисто декоративную функцию - вроде тросточки или подставленной руки. По самое дорогое, что может дать мужчина женщине - это подарить ей чудо материнства, за что я безмерно благодарна своему мужу у меня такой замечательный сын - я за это прощаю мужу очень многие выходки.

- Родили бы вы еще одного ребенка?

- Я бы с удовольствием, но уже возраст не очень позволяет.

- Любите ли вы готовить?

- Когда у меня есть время, вкусно готовлю грузинское сациви и украинский борщ с пампушками. Сын очень любит салаты, поэтому в холодильнике у нас всегда есть винегрет или оливье - как бы мне тошно не было, но для своих мужчин я это все режу, крошу, заготавливаю.

- Каков круг ваших друзей?

- Это, как правило, люди очень далекие от театра - геологи, врачи, историки. Так сложилось, наверное, потому, что дома просто невозможно говорить о профессиональных проблемах - у коллег не обходится без зависти, эго уже доказано на жизненном опыте.

- Вы действительно делали пластическую операцию?

- Я делала небольшую операцию - убирала подглазные грыжи, которые образуются у актеров из-за огромного количества света, направленного постоянно на сцену и от усталости глаз. Я сделала это еще до начала съемок "Каменской" и очень довольна результатом - уже несколько лет прошло, а я теперь и чаю могу напиться на ночь вволю - утром глаза не будут опухшими. Я считаю, что в пределах разумного всегда можно подкорректировать свою внешность - а почему бы и нет, если женщина хочет выглядеть получше. Правда, операция не из дешевых. А на ночь я делаю маски из льда с лимоном.

- Почему вы так много курите? Какие радости жизни заменяет вам сигарета?

- Я не отдаю себе отчет, сколько за день выкуриваю. По-моему, я обкурилась уже до такой степени что дым заменяет мне воздух. Это привычка.

- Ваш муж - тоже актер театра "Современник": как уживаются под одной крышей две творческие личности? Можно ли сравнить его отношение к вам с тем уважением и пониманием, с которым относится к вашей героине Каменской по сюжету ее супруг?

- Мы живем вместе с мужем с 85 года и стараемся дома о творческих проблемах не говорить - это табу. Мы достаточно с мужем "притерлись" друг к другу и улавливаем настроение по одному только взгляду.

- Ваш любимый зарубежный фильм?

- "Список Шиндлера" Стивена Спилберга. Вообще, Спилберг - любимый режиссер мой и моего сына, который без ума от "Парка Юрского периода". А из сериалов мне нравится "Скорая помощь", я его с удовольствием смотрю и думаю: "Вот бы мне в такую больницу попасть".

- Можете назвать самые яркие впечатления от своих зарубежных поездок?

- Самое потрясающее впечатление на меня произвела Индия. Это страна контрастов. Там царит ужасная нищета на фоне безумно красивой экзотической природы. В гостиничном номере у меня бил фонтан, а к нашему приезду на полу в холле было выложено живыми цветами: "Поздравляем русских артистов". Казалось, так прекрасно - цветочки благоухают, фонтаны искрятся, а когда мы выехали в город и я увидела страшные толпы нищих попрошаек, у меня мурашки по спине пробежали. Там существует такой профсоюз, куда многодетные матери отдают своего девятого или десятого ребенка, если не могут его прокормить - ребеночка сажают в кувшин и он вырастает уродом с переломанным хребтом, зато за счет подаваемой ему милостыни кормится все семейство. В джунглях находится город Свободной любви, куда съезжаются со всего мира ради беспорядочных половых связей - перед въездом в этот город требуется только предъявить медицинскую справку, что ты не болен СПИДом. Есть что вспомнить. А вот о Европе я бы ничего интересного не смогла рассказать - там все сытые и довольные, жрут сосиски - совсем неинтересно.

А. Лобановская

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.