Журналист, идущий на интервью, должен
твердо знать, какие вопросы он не имеет права задавать своему
собеседнику. Спросить актрису театра "Современник" Елену
Яковлеву об "Интердевочке" означало для меня профессиональное
самоубийство. И все же заговорили мы не о театре, а о
кино.
- Лена, недавно по телевидению
показали фильм памяти Виталия Соломина "Черный квадрат", в
котором играли и вы. Что можете сказать об ушедшем
коллеге?
- Очень сложно о нем говорить, потому что
других пересечений у меня с Виталием не было, а на съемках
этого фильма он практически ни с кем не общался. Мне
показалось, что он - человек скрытный, замкнутый. Не
тусовался, как это обычно бывает на съемках, баек не
рассказывал, больше лежал с полузакрытыми глазами. Может,
только у нас он был такой? Иногда мы его все-таки пробивали...
Но гнетущим молчание Виталия назвать не могу, он не напрягал
им окружающих.
- А вообще жизнь часто заставляет
вас вспоминать "memento mori"?
- К сожалению, да.
Еще не забылась утрата Иннокентия Михайловича Смоктуновского,
год назад из жизни ушел Олег Ефремов. Я не верю людям, которые
говорят: мы не боимся смерти. Я об этом без паники думать не
могу.
- Любите жизнь? Что же для вас главное в этой
жизни?
- Раньше на этот вопрос я отвечала: кино
или театр. Мучилась, боясь обидеть и то, и другое. Скажешь
кино - обидишь театр, и наоборот. Точнее, не они обидятся, а я
их обижу. Теперь же на вопрос: "Что для меня главное в жизни"
- я могу дать абсолютно четкий ответ: "Семья".
-
История вашей любви с актером "Современника" Валерием Шальных
предана гласности...
- У нас было так: я была
замужем, а Валера не был женат. То есть женщина ждала от него
ребенка, и он обещал на ней жениться... В это время мы и
"зароманились". Дочка у него родилась, но женился он на мне.
- Вы счастливы в браке?
- Из дома
Валера не сбегает, налево не ходит, все хорошо. Я не знаю, что
такое счастье, но вот жена Ландау пишет в своих воспоминаниях,
что была счастлива. А я думаю: боже мой, как можно было так
жить! Как можно любить человека, изменяющего тебе на каждом
шагу! Я была просто потрясена, возмущена, говорила: не может
быть такой человек лауреатом Нобелевской премии! Шучу,
конечно, но... Коре Ландау нужно было совершить какой-то
поступок, обратить на себя внимание, что-то делать, а не
просто плакать в подушку. Ведь муж привел любовницу в дом, да
еще попросил не выходить из комнаты в ближайшие три часа! Я бы
очень хотела сыграть такое, но пережить самой - никогда!
- Вы работаете в "Современнике" с 1984 года, но на
три года уходили в Театр имени Ермоловой. Почему?
- Мне, молодой актрисе, со всех сторон жужжали: что ты
там, в "Современнике", сидишь? Ничего путного тебе сыграть не
дадут, все расписано. Для этого есть такая-то актриса, для
другого - этакая. А когда Владимир Андреев предложил в
ермоловском театре главные роли - в "Идиоте", например, в
"Горе от ума" - я поняла, что крыша есть. Но за три года
пребывания там почувствовала, что роднее "Современника" быть
ничего не может. Все три года сравнивала: а как это было там?
И каждый раз сравнение было не в пользу ермоловского театра.
Не потому, что там актеры или репертуар хуже, нет. Просто тот
коллектив - не родной! Я удивляюсь некоторым актерам, легко
порхающим из театра в театр. Я понимаю, когда приглашают в
антрепризу - можно сыграть и вернуться. Многие актеры, в свое
время ушедшие во МХАТ, часто интересуются: ну как там, в
"Современнике"? Вот поэтому я вернулась в родной дом.
- А в антрепризе вы играете? Чем она хороша и
плоха?
- Раз, а то и два в месяц ко мне обращаются
с просьбой об игре на стороне. Если уж играть где-то, то в
таком спектакле, в который погрузишься от начала до конца. А
побежать куда-то, по-быстрому сыграть - зачем? Работы и так
хватает.
- Но мечта-то сыграть какую-то сокровенную
роль у вас есть?
- У меня их (которые мечты) -
множество, две из них осуществились: я сыграла в "Пигмалионе"
и в "Играем Шиллера". А об остальных своих мечтаниях не скажу.
- Боитесь сглазить?
- Да! Я ведь
мечтала об этом под подушкой, и оно осуществилось. А сейчас
что же? Скажешь, бух - одно из двух: да или нет. Зачем
говорить тогда?
- Правильно, наверное. В кино
снимаетесь сейчас, Лена?
- Только что закончили
сериал о следователе Каменской по Марининой - 17 серий. Было
предложение из Петербурга сниматься еще в одном телесериале, я
отказалась, хотя предложение хорошее - просто нет на него
времени.
- А на Западе вам не предлагали
сниматься?
- Предлагали, но все это несерьезно.
- Почему?
- Играть на неродном языке -
это не играть, а мучиться.
- А если вас дублировать
кто-то будет? Андрейченко, например?
- Ну, если
так, то пожалуйста. У меня есть английский, но на магазинном,
я бы сказала, уровне.
- Вы играете милиционера. Это
дает вам возможность понять реальную криминогенную ситуацию в
России?
- Нет, не дает, поскольку это - кино. В
жизни все происходит намного жестче, нет киношной романтики.
Смотреть на трупы в реальной жизни я не могу. Если говорить о
том, что криминальное кино, телевидение захлестнуло экраны, то
что поделаешь? Выяснилось, что у такого искусства самый
большой рейтинг. Каждый канал посчитал необходимым и возможным
сделать как можно больше криминальных передач: "Дорожный
патруль", "Следствие закончено..." и так далее. Причем идут
эти передачи одна за другой, становится страшно. Одна из
передач - не буду называть канала, на котором она идет, -
посвящена тому, как совершить преступление, которое никогда в
жизни не будет раскрыто. Сидят специалисты, всерьез дают
советы: ребята, если, мол, последуете нашему совету, никогда
вас не поймают, все будет хорошо. Поэтому - совершайте
преступления... Нельзя же доходить до такого абсурда! Будь моя
воля, я давно бы эту передачу закрыла.
- А вообще
вы чувствительный человек? Можете над книжкой
расплакаться?
- Конечно. Сказываются индийские
фильмы, на которых я воспитана.
- Вы любите музыку.
Когда слушали ее в концертном зале последний раз?
- Была недавно на "Нотр Дам де Пари". Французский
вариант больше почему-то понравился, чем наш. Почему
обязательно нужно делать перепечатку? Может быть, лучше делать
по-другому? Повтор - это не то...
- Ну а классику
любите? Чайковского, например?
- Не люблю ни
оперу, ни балет. Чтобы слушать классику, должен быть
соответствующий настрой. Чайковский? Нет, пожалуй. Люблю
что-то помощней - Бетховен, Бах. До мурашек по коже.
- За рулем вы сами, кажется, сидите. Не проще ли по
Москве добираться с помощью метро?
- Проще, но...
Перед спектаклем посторонние впечатления ни к чему: кто-то
косо посмотрел, кто-то что-то сказал. А вдруг обидят? Это не
раздражает, а напрягает немного. А представьте себе, как ехать
в метро после спектакля: с опухшими, красными глазами, носом.
Пятнадцать минут на машине - это не двадцать пять на метро.
Если едешь на спектакль и попадаешь в пробку, бросаешь машину
и идешь пешком.
- Вы говорили, что ваша мечта -
сделать сальто на роликовых коньках. Мечта осуществилась?
- Нет. Мои спортивные увлечения связаны с ребенком.
Сел он тут на лошадь и ускакал в поле. Я должна, стало быть,
находиться все время рядом. Поэтому я решила "освоить" лошадь
и вот уже девятый месяц практически каждую неделю езжу верхом.
- Это вам поможет на съемках, правда? Обойдетесь
без каскадера...
- Конечно. Сейчас я себя
более-менее уверенно чувствую в седле. Так что где-нибудь на
съемках галопом проскакать смогу.
- Вы придумали
глагол "звездиться". Вам он не грозит?
- Нет, но я
смотрю на это с пониманием. Когда у актера начинается такое
поведение, все говорят: звездность, зазнайство, а мне кажется,
что просто у человека не хватило терпения. Да-да, терпения.
Люди-то разные. У меня есть, допустим, кому выговориться -
подруге, например. А другой срывается...
- Вы
бывали в Америке. Вам понравились наши эмигранты?
- Принимали нас очень хорошо, но вот что мне не
понравилось: люди спрашивают в основном о плохом. А это у вас
плохо? А это совсем плохо? Я понимаю, это они оправдывают свой
отъезд, тем не менее... А тебя такой патриотизм разбирает, что
начинаешь защищать то, что самой тебе, в общем-то, не
нравится. А о хорошем люди почему-то не спрашивают.