(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Елена Яковлева: "Интердевочка" - это клеймо, которое нужно выжигать каленым железом"

Елена Яковлева внешне очень похожа на своего последнего киногероя - майора милиции Анастасию Каменскую из сериалов Марининой. Те же джинсы, кроссовки, свитерок, отсутствие косметики. И, к сожалению, многие поклонники актрисы не видели другую Яковлеву - яростную и неукротимую Марию Стюарт в спектакле московского театра "Современник", который художественный руководитель театра Галина Волчек привезла в Киев. К прессе Елена Яковлева относится очень настороженно и интервью давать не любит.

- Я и так на экране появляюсь, кто хочет, тот приходит в театр и смотрит. Зачем еще тут мелькать? Я тут недавно увидела, что обо мне что-то было написано, а рядом реклама: ну, каких-то частей женского тела. Верхних. Мол, можно добиться фантастических форм. Я думаю: а зачем вообще-то писать обо мне, когда вот есть то, ради чего вся газета и на чем она держится. Становится противно. Может быть, если бы было что-то отдельно - все про театр, все про кино - тогда не жалко. А так, честно скажу - жалко. Говорила, говорила, а меня вот так вот лицом в эти части тела и вставили. Почему-то как-то меня это резануло. А так, как это сейчас практически все время происходит и уже ни одну газету даже ребенку показать нельзя. Я не знаю, нужны специализированные издания или не нужны, я понимаю, что время диктует, я не ханжа, но в какой-то момент это начинает раздражать. Раньше, когда из "Огонька" фото актеров вырезали, не было этих частей женского тела. А сейчас надо таким художественным вырезанием заниматься.
Вот и обижаются некоторые журналы, мол, почему вы не хотите фотографии сделать, интервью? А потому, что такое неравноценное отношение к нам и, к примеру, голливудским артистам. Тут все говорят о патриотизме. А когда какой-то режиссер у нас хочет снять кино, то почему-то стремится "их" артистов заснять. Ну, чтобы как-то прославиться.

- Зато "Современник" пригласил как бы зарубежного режиссера Римаса Туминаса.

- Это скорее исключение. Так Галина Борисовна решила. А что касается спектакля - я вначале была абсолютно не согласна с режиссером. Как? У Шиллера там текста - (показывает толщину) - и это все учить! Там первый акт - Мария Стюарт, второй акт - Мария Стюарт, потом немножечко Елизавета и снова Мария Стюарт. И главный герой - не английская, а шотландская королева. Какие монологи! А здесь - бац! - у меня отбирают одно действие, затем второе, затем мой монолог. Такое впечатление - у меня лично! - что меня обокрали. Я жутко переживала, спорила. Но потом Римас меня убедил, что вот так надо. Что не важно, сколько и что говорить, важно - как сыграть! Что делать, значит, так режиссер задумал, это его право.

- Вас не смущает тот факт, что актриса театра Елена Яковлева стала известной благодаря кино?

- Кино и телевидение - действительно очень массовая аудитория. А театр - это все-таки такое вот камерное, домашнее, что-то такое уютное, оно не может быть на миллионы. Согласитесь, ни один телевизионный спектакль, как бы талантливо он не был снят, не так смотрится по телевизору, как в зале. В этом вся и прелесть. Почему люди до сих пор ходят в театры, а не сидят у телевизоров. Все-таки хочется вот этого. Кино можно и дома посидеть, посмотреть, купить себе большой экран, стерео, звук сделать. А в театр люди для другого ходят.
Я безумно благодарна фильму "Интердевочка" за то, что он познакомил меня с Петром Тодоровским. Не только как с режиссером, но и с человеком. Но эта "Интердевочка" - как клеймо. Десять лет - и только "Интердевочка", словно я ни до, ни после в кино и театре ничего не делала. А ведь до этой картины у меня были "Двое под одним зонтом" со Смоктуновским, "Полет птицы" с Ефремовым и много чего еще. Не говоря уже о театре. Сейчас вот Каменская. Значит, снова 10 лет клеймо. Которое нужно будет просто каленым железом выжигать. Но, видно, такая у меня судьба. Кстати, как-то Валентин Гафт мне сказал: "Знаешь, недавно вот сел и посмотрел "Интердевочку" - от начала и до конца. С удовольствием." Мне очень лестно было выслушать это из уст такого человека, как Гафт.


Работа и деньги


- Для Вас гастроли - это радость или своеобразны "чёс", зарабатывание денег?

- Когда деньги нужны, когда предлагают и есть свободное время - почему бы не съездить, не выступить? Пусть это так называется - "чес", но все равно эти встречи со зрителями, которые действительно с тобой пообщались эти два часа - это нормально, поэтому я не могу сказать, что это уж такой "чёс". К сожалению, это происходит нечасто. Если бы было чаще - было бы лучше (смеётся). Нельзя сказать, что гастроли для меня - это радость или напряженка - это работа. Я уж до такой степени в своей жизни наездилась, что не понимаю, люблю я это или нет. Если мне надо, я просто беру и еду. Другое дело, что отсутствие комфорта вызывает какие-то новые эмоции. К хорошему человек привыкает очень быстро. А когда что-нибудь неожиданное, к примеру мороз в Сургуте за минус 40, это как-то будоражит, думаешь - это ж надо, люди здесь живут! Ты приехал и уедешь, и тебя еще возят на машине. А когда проезжаешь мимо остановок, где все женщины, Господи, в шубах и валенках, пар идет изо рта - это как-то... впечатляет. Я до сих пор не потеряла интерес к жизни, к окружающим, к людям, ко всему, что происходит помимо меня. Мне не нужно себя как-то искусственно вздрючивать, встряхивать. Буквально любая информация, которая сквозит отовсюду - это все встряска, смотря, как к этому относится. Утром встал, у тебя закончилась зубная паста и ты с нечищеным, пардон, ртом идешь ее покупать. Ты даже по другому скажешь "Дайте мне, пожалуйста, тюбик". Любое внешнее раздражение дает настрой, скажем, на вечерний спектакль. Нельзя же закрыться там и вот с утра прямо готовится к спектаклю. Ну, суп у тебя подгорел, кофе вытекло, молоко сбежало. Это же все накапливание чего-то, положительных переживаний или не очень. Все равно они даже неосознанно, независимо от тебя выливаются в то, что ты делаешь. Даже с мужем поссоришься - совсем уже по-другому. Буквально все, что происходит с тобой за день, отражается.

- Раз мы уж затронули сферу хозяйственной деятельности, то интересно, какая Елена Яковлева хозяйка?

- Вот такая - все сбегает, все подгорает, поэтому раздражение и подготовка к спектаклю вечернему стопроцентная (смеется). Иногда даже делаешь себе это искусственно: смотришь - вот сейчас сбежит. Ну и пусть сбежит!

- То есть, характер вашей новой киногероини Анастасии Каменской похож на Ваш характер?

- Да нет, я не до такой степени умная, как она. Мне, конечно, лестно её играть. Мы уже сняли 16 и 16 - это сколько серий? Сейчас вот еще 16 снимем, и я забуду о ней навсегда. В хорошем смысле этого слова. Раз так зритель полюбил это и смотрит. Причем, на четвертом показе по телевидению сериала "Каменская" его посмотрело в четыре раза больше людей, чем в первом. Значит, интересно, получается, что люди уже несколько раз смотрят и ничего, нормально. Ну и потом, пока я вот такая несчастливая, не предложил никто работу поинтереснее в кино.

- Может, у нас и в кино не особо много задумок интересных?

- Наверное, да. Я считаю, что это - самое удачное, что я сейчас видела из телесериалов и тому подобное.

- Эти "салоны красоты" - просто невозможно смотреть!

- Это не я сказала, это Вы сказали! (смеётся). Я не могла ничего сказать о своих коллегах. Я не осуждаю ничего, бывает всякое, бывает так, что до такой степени понравится сценарий, а что-то не сложилось. Тем не менее, осуждать не будем: мы можем ошибиться, попасть в плохое или неудачное кино, у нас профессия такая. Это доктор не имеет права ошибаться, а мы ищем, пробуем. У нас вот такая пора сериальная, телесериалы просто как яблоки сыпятся.


Личная жизнь королевы


- Как Вы относитесь к вопросам о личной жизни?

- Да лучше не надо! Я тут только что полтора часа только о личной жизни и рассказывала.

- Полтора часа не надо, можно короче.

- Всё хорошо!

- Кстати, Вы жаворонок или сова?

- Вообще-то сова, но последние девять лет жаворонок. У меня сыну девять лет, все эти завтраки, детский садик, школа.

- Вы домосед?

- Нет, скорее садовод. Очень люблю сажать цветы, ковыряться в земле. Я вообще очень люблю бывать за городом. Недалеко от нашей дачи есть частная конюшня, и мы с сыном вот уже два года ездим туда кататься на лошадях. Тусоваться я не очень люблю. Представляете, после спектакля смыть грим, помыть голову - в театре ведь и пыль, и парики бывают всякие. А потом прийти домой, переодеться, снова накрасится и куда-то идти. Нет, конечно, когда хочется встряхнуться, выйти, так сказать, в свет - тогда, пожалуйста. Но чаще всего жаль времени, себя. Хотя, вот мы с Гафтом сейчас прекрасно тусуемся. Играем спектакль на двоих, совершенно новый, не скажу, какой - секрет! (пьесу Николая Коляды 'Уйди-уйди' скоро увидит киевский зритель). А отдыхать я люблю на даче. Читать люблю. Cейчас я читаю книжку Лены Кореневой "Идиотка" - это то, что легко читается и в поезде, и в гостинице - ее мемуары, воспоминания о том, как она жила тогда и к чему она пришла сейчас. Довольно-таки любопытная книжка и замечательно написана. В последнее время я потрясена современным нашим писателем Улицкой - потрясающая литература, потрясающий язык, я очень сожалею, что человек пишет медленнее, чем человек читает. Я читала ее последние произведения и жду, когда она еще что-нибудь напишет. Дэниэл Мартин мне очень понравился. А так я периодически возвращаюсь к своему любимому Бунину, Булгакову. Если серьезно о чем-то нужно подумать, так сказать, периоды душевной встряски, берешь свою любимую книжку, которую уже выучил от корки до корки, но тем не менее, когда прочитываешь - тоже открывается что-то новое.

- Вы открытый человек?

- Конечно, я не буду кидаться навстречу прохожему и раскрывать ему свою душу или заводить с ним разговор. Но если мне это интересно, если я чувствую, что это очень интересный собеседник или просто манера разговаривать этого человека до такой степени интересна, что я должна как можно дольше поговорить с ним, чтобы запомнить это - а вдруг пригодится в какой-нибудь дальнейшей работе? Понаблюдать, как он говорит, как двигается? Я с удовольствием это делаю. Но если мне неинтересно - я не буду себя насиловать.

- Часто ли попадаются такие интересные люди?

- У нас страна фантастическая: я не имею в виду вашу страну, нашу страну - страна для меня абсолютно одинаковая, у меня здесь родственники живут на Украине. Я до сих пор не могу понять, как такое случилось, что какие-то границы, еще что-то. Мы понимали друг друга, понимаем и будем понимать.



А. Воронцов, "АиФ в Украине"

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.