(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Публикации
Елена Яковлева очеловечила и проститутку, и следователя
Актриса Елена Яковлева, отмечающая 5 марта 45-летие, несколько лет назад потеряла свою фамилию. Потеряла, похоже, безвозвратно. Народ знает ее как Анастасию Павловну Каменскую, и никак не иначе. Что ж, Яковлева знала, на что шла.
     Украина постоянно напоминает миру, особенно близлежащим соседям, что ее прямое дело — рождать таланты. Елена Яковлева тоже родилась в Украине, на Житомирщине, потом жила в Харькове. В школе не любила точные науки, после школы работала библиотекарем, картографом, трудилась на радиозаводе. А потом вдруг подалась в Москву и поступила в ГИТИС. Хотя почему вдруг — наверное, хотела, но молчала.
     Училась в ГИТИСе по-всякому, выскочила замуж за студента младшего курса, дебютировала в кино — в картине «Двое под одним зонтом» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Дебютировала на сцене московского театра «Современник» в спектакле «Двое на качелях» по пьесе У. Гибсона. В «Современник» ее взяли чудом — ведь у Елены не было московской прописки. Но, видимо, худрук театра Галина Борисовна Волчек разглядела что-то особенное в выпускнице ГИТИСа, пошла ей навстречу и даже простила уход из театра (Яковлева на несколько лет покидала «Современник», уходила в театр им. М. Ермоловой, потом вернулась к родным пенатам).
     «Современник» действительно оказался родным театром актрисы: именно здесь сложился ее союз с актером Валерием Шальных. Партнеры по сцене стали партнерами в жизни. Тайный роман разворачивался постепенно (хотя в театре не бывает ничего тайного), но как-то раз Шальных пришел к Яковлевой домой помогать ей клеить обои. Мужа, естественно, дома не было. Обои наклеили, и дальше все как-то так сложилось…
     Сложилась и биография Елены Яковлевой в кино. Она снималась достаточно много, но решающим, конечно, было приглашение Петра Тодоровского сыграть гостиничную проститутку Таню Зайцеву в фильме «Интердевочка».
     Известие о том, что Тодоровский собирается экранизировать скандальную повесть В. Кунина «Интердевочка», наделало шороху в актерском мире. В студию приходили пачками письма с фотографиями претенденток, причем зачастую кандидатки представали на фото в обнаженном виде. Претендовали на роль и известные актрисы — Татьяна Догилева, например. Но Тодоровский выбрал Яковлеву.
     Съемки проходили очень спокойно и даже весело. Например, знаменитую постельную сцену с японцем снимали следующим образом. Японца не было и в помине, кто-то из сотрудников киногруппы ритмично раскачивал кровать, режиссер Тодоровский толкал Яковлеву и переворачивал ее со спины на живот. С помощью глицерина зрителей убедили, что героиня в этой сцене сильно вспотела.
     В 1989 году «Интердевочка» вышла на экраны страны и заняла 2 место, собрав 41,3 млн. зрителей. Яковлева стала лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран». Фестивали «Ника», «Созвездие», «Токио» отметили фильм и исполнительницу главной роли наградами. Яковлева стала получать массу писем, ее одолевали странные люди, ей писали зеки. Лица кавказской национальности не раз принимали ее за проститутку, особенно в гостиницах, на фестивалях. Актрису приглашал сниматься обнаженной «Плейбой», но Яковлева отказалась.
     Она вернулась в «Современник» уже не обычной молоденькой актрисой, а звездой. Получила заметные роли в «Пигмалионе», «Мурлин Мурло», «Крутом маршруте», «Вишневом саде», даже Марию Стюарт сыграла в спектакле «Играем Шиллера». Не затерялась среди ярких актрис «Современника», ангажированных и телевидением, и кинематографом. Компания хоть куда: Марина Неелова, Чулпан Хаматова, Ольга Дроздова. И Елена Яковлева в этом ряду. Естественная, правдивая, лишенная излишней экзальтации.
     Она продолжала сниматься у Тодоровского, и не только у него («Ретро втроем», «Такая чудная игра»). Когда в «Анкор, еще анкор!» Сергей Никоненко гонял ее по снегу в одной комбинации (Яковлева играла неверную супругу своего будущего начальника по «Каменской»), Елена была на четвертом месяце беременности. Обошлось: осенью благополучно родила сына, которого назвала Денисом.
     Запомнилась Елена Яковлева и в фильме «Шальная баба», где истово сражалась за свое счастье, доказывая, что не совсем правы те, кто считает женщин слабым полом. У героини Яковлевой в этом фильме украли ребенка, а она шла напролом в борьбе с преступниками, в результате чего добро победило зло.
     Казалось, что после «Интердевочки» Яковлевой вряд ли удастся сыграть что-то более резонансное. Но вмешалось телевидение. Если участие в «Петербургских тайнах» не было для биографии Яковлевой революционным, то исполнение главной роли в сериале «Каменская» по романам Александры Марининой принесло актрисе необычайно широкую известность.
     Яковлева не просто сыграла Каменскую, она совпала с нею идеально, слилась в едином порыве. Представить себе другую Каменскую просто невозможно. Сейчас кажется, что Маринина не сочинила женщину-следователя со всеми ее смешными и такими понятными привычками и слабостями, а просто подсмотрела и списала ее с Яковлевой. Вокруг Елены Яковлевой как-то уютно устроились мужчины — и Андрей Ильин с Сергеем Гармашем, и другой Сергей — Никоненко, и даже одиозный Дмитрий Нагиев. Они все как будто в этом сериале родились. Четыре сезона выдержала актриса в образе Насти Каменской, не скрывает, что все это ей изрядно надоело, но никуда не денешься. Много призов за эту роль получила.
     В конце 1996 года у Яковлевой украли автомобиль. Тогда она еще не была Каменской, поэтому преступник (или преступники) был столь беспечен. Сейчас он бы трижды подумал — от Каменской ведь не уйдешь…
Артур Макаров

>> Возврат в раздел Публикации на elena-yakovleva.ru.