(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Елена Яковлева: "Я чувствую любовь из зала"

Елена ЯковлеваЕлену Яковлеву наравне с Лилией Толмачевой, Мариной Нееловой и Лией Ахеджаковой называют  «лицом» театра «Современник». В ее сегодняшнем репертуаре Варя в «Вишневом саде», Мария Стюарт в спектакле «Играем... Шиллера!», Элиза в «Пигмалионе», Евгения Семеновна в «Крутом маршруте», Зина в «Мы едем, едем, едем...», Лебядкина в «Бесах», Кабаниха в «Грозе».

– Ваши взаимоотношения с «Современником» принадлежат к какому жанру – драма, трагикомедия?..

– В наших взаимоотношениях жанр определить абсолютно невозможно, потому что с моей стороны  это любовная история. А как известно, любовные истории, они имеют всевозможные развития, и сейчас я на том этапе, чтобы второй раз и по-настоящему признаться в любви.Может быть, и пьеса Володина свою роль сыграла. Почему мне приятно, что я играю Тамару.  Когда-то история моих взаимоотношений с театром «Современник» начиналась с пьесы «Двое на качелях», которая уже была в репертуаре, и сейчас, после 22 лет работы, вдруг опять случилось так, что мы ставим спектакль, который когда-то в этом театре шел. (Пьеса «Пять вечеров» была впервые поставлена в «Современнике» Олегом Ефремовым и Галиной Волчек в 1959 г. – Прим.ред.)

– В любой драме есть конфликт – поворотная точка в развитии отношений. Когда у вас был такой момент?

– Еще не было. После каждой премьеры, после каждого спектакля я для себя ставила многоточие.

– Вы пришли в театр уже давно, и тогда было все другое – эпоха, жизнь. Как поменялся театр за это время?

– Очень сложно говорить о каких-то изменениях, потому что все время находишься внутри, все время находишься с театром. Так же, как мы не замечаем, как быстро растут дети, как стареют родители, живя с ними постоянно, сложно сказать что-то и про изменения театра, в котором работаешь. Кроме того, и я взрослею с театром и меняюсь. Так что ничего объективного сказать не смогу.

– А публика поменялась?

– Нет. Я считаю, что нет. Мне кажется, что вот мы растем, меняемся, но и публика растет и меняется. Я чувствую любовь из зала, и, мне кажется, она как была с 84-го года, так и осталась.

– Скажите, а сейчас современники «Современника» – это кто?

– Мы с вами.

– То есть вы считаете себя не только актрисой, но и зрителем этого театра, да?

– Конечно.

– А какие у вас, как у зрителя «Современника», любимые спектакли?

– Я не могу ни одного спектакля выделить, особенно в праздничные дни. Другой вопрос, что, если сравнивать с тем, что было раньше… были спектакли, на которые я ходила по семь, по восемь и по девять раз. Это было для меня необходимо как глоток воздуха. Сейчас, к сожалению, я хожу все реже и реже, потому что не так много свободного времени. Но если бы оно было, то я, безусловно, ходила бы в наш театр. Потому что это единение сцены и зрительного зала и триумф театра в конце спектакля…

– Не конкретных артистов, а именно театра?

– Да, и на это так приятно смотреть. Особенно раньше это было. Не сравнимое ни с чем зрелище, которое запоминаешь на всю жизнь.

– А вы больше удовольствия от этого единения получаете, когда вы в зале или когда вы на сцене?

– Это совсем разные ощущения и восприятие, поэтому и там и там интересно. И то, что отдаешь аплодисментами в зрительном зале, и то, что получаешь от зала, когда стоишь на сцене на поклонах. Это такое божественное действо, которое если человек один раз узнал, почувствовал, то не сможет от него отказаться.

– Вы любите дарить артистам цветы?

– Наверное, люблю, но никогда не дарила.

– Почему?

– Потому что если дарить, то всем, а кого-то одного выделять неправильно, особенно в нашем театре. Но мы же в основном ходим смотреть спектакли на прогоны, где не принято цветы дарить, так что нет такой возможности.

– Когда я подходила к театру, услышала диалог сотрудников театра: «Алексеич, что ж ты не почистил порожек?!» – на что Алексеич ответил: «Ну да, как что не так в этом доме, сразу я виноват». Меня поразило, что он сказал не «здание», не «театр», а именно «дом». Сотрудники театра воспринимают его именно как дом?

– Ну конечно. Тут иногда и ночуют. Дом… смотря что понимать под этим словом…

– Есть такое определение: «Дом – это место, куда ходят без предлога».

– Мне кажется, те люди, которые сейчас работают в театре и у которых, как вы понимаете, не очень высокие зарплаты, без любви, без особого отношения к этому месту работать бы просто не смогли. Поэтому для человека, который здесь работает, это действительно второй дом.

– Представьте, что вы встретили человека, который не знает, кто такая Галина Борисовна Волчек, и вам бы пришлось рассказать, что она за человек. Что бы вы рассказали?

– Я такого человека не встречала. Когда я говорю, что работаю в театре «Современник», меня  обязательно спрашивают: «Как Галина Борисовна»? Причем ее по имени-отчеству знают, не только по фамилии. Во всяком случае, такого уникума, который не знал бы, кто такая Волчек, я еще не встретила.

– А вы в основном общаетесь только с людьми, которые связаны с театром?

– Нет, не только. Встречи с людьми ведь везде бывают. Иногда общаешься с человеком, который вообще ни разу в театре не был. Таксисты, например. Они вообще ни в каком театре не были, но, что есть театр «Современник» и что главный режиссер в нем Галина Борисовна Волчек – они знают.

– Вы пытаетесь как-то заманить их в театр – тех, кто там не был ни разу?

– Знаете, я в основном на такси езжу, поэтому говорю: «У вас есть мой номер телефона, если вам захочется прийти на спектакль, позвоните мне в любое время – стульчик вам всегда поставят». Билет в наш театр сложно достать и, придя в театр вечером, невозможно купить билет в кассе… Но зазывать насильно… Но вот, например, у нас в подъезде живет семья, и сначала на спектакль пришли родители, потом позвонил старший сын, а недавно позвонил младший, которому 14 лет, посмотрел «Крутой маршрут» и захотел прийти еще. Так что, возвращаясь к разговору про зрителя, про современников нашего театра, то вот они какие – и родители, и сыновья из одной семьи, например.

Катерина Антонова

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.