(c) Официальный сайт Елены Яковлевой - elena-yakovleva.ru.
  Интервью
Актриса Елена Яковлева играет мать Раскольникова в новом фильме "Преступление и наказание"
Вскоре на Первом канале - премьера, о которой будут много говорить: многосерийный художественный фильм "Преступление и наказание" по роману Ф.М.Достоевского.

Одна из наиболее интересных актерских работ в фильме - мать главного героя - Пульхерия Раскольникова в исполнении народной артистки России Елены Яковлевой.

Российская газета: Елена, вы ведь с Достоевским раньше работали?

Яковлева: Да. В "Бесах" на сцене театра "Современник", режиссер - Анджей Вайда. (Играет роль Марии Лебядкиной. - С.А.)

РГ: Есть разница в работе с Достоевским в "Бесах" и в "Преступлении и наказании"?

Яковлева: Есть. Одна работа - на сцене, другая - в кино. И этим все сказано.

РГ: Как вам работалось над ролью? Все-таки классический материал.

Яковлева: У меня меньше всего было мыслей об ответственности. Потому что ни в одной постановке "Преступления и наказания", которые были - а их было около пяти, а, может, и больше, - не было такого количества сцен главного героя с мамой, как будет у Светозарова. Я ему очень благодарна, что он эту роль расширил.

РГ: Он сделал это специально для такой актрисы, как вы? Или ему просто был интересен образ?

Яковлева: Не знаю. То, что вырисовывался образ, наверное, стало интересно, и была возможность все это поместить в картину.

РГ: А из знаменитых прежних постановок "Преступления и наказания" вы смотрели что-то?

Яковлева: Смотрела. Это произведение сильно замучено. В том смысле, что оно входит в школьную программу. Такие вещи всегда сложно смотреть, потому что... как бы лучше объяснить?

РГ: Штампы в голове?

Яковлева: Да. Учительские. Все знают, что и как. А тут приходилось разбираться самостоятельно, и вот что: работать с Достоевским намного интереснее, чем проходить его в школе.

РГ: Прочтение романа в школьные годы и сейчас. Что поразило?

Яковлева: Несовпадение: мы знаем и чтим Достоевского за одно, а при глубоком прочтении получается нечто другое. В связи с этим была путаница в работе над ролью. Приходилось несколько раз возвращаться к уже прочитанному.

РГ: Этот фильм будет, как сейчас говорят, рейтинговый...

Яковлева: Да, думаю, его будут смотреть. Потому что получился достаточно удачный сценарий. И потом такие мастера, как Андрей Панин и Саша Балуев, сыграют известнейших персонажей, имена которых стали уже нарицательными (Андрей Панин (Порфирий Петрович), Александр Балуев (Свидригайлов). - С.А.). В прежней постановке их играли Копелян и Смоктуновский.

РГ: Были какие-то курьезы на съемках?

Яковлева: Как-то раз мы с партнершей упали, и на нас чуть лошадь с повозкой не наехала. Оказалось, что мы, артистки, совершенно не умеем ходить в кринолинах и в длинных платьях. Видимо, раньше женщины, носившие такие платья, спиной назад не ходили. А мы решили отступить несколько широких шагов назад. И у нас получилось такое вот смешное падение.

РГ: Без травм обошлось?

Яковлева: Мы опытно упали.

РГ: Сейчас много экранизаций известных литературных произведений. Можно назвать сериалы "Дети Арбата", "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита". "Война и мир" готовится к выходу на другом канале. Много споров они вызывают. Стоит ли это делать, для чего?

Яковлева: Я смотрела и "Идиота", и "Мастера и Маргариту". Но не все и не до конца. В связи с моей работой не имею возможности долго сидеть у экрана. Поэтому у меня нет общего впечатления ни об одном из этих фильмов.

РГ: Как работалось с режиссером Светозаровым?

Яковлева: Мне казалось, что он не один год готовился к этой постановке. И у него появилась возможность ее осуществить при, конечно же, небольшом бюджете. Грамотный, знающий все, на съемочной площадке мог ответить на любой вопрос по теме. Он прочитал о "Преступлении и наказании" все! Включая то, что есть в музее в Санкт-Петербурге. В том числе и первую верстку романа. И был поражен теми нестыковками, которые потом все прочитали в романе, потому что там было полное ощущение, что Достоевский писал быстро из двух романов один, потому что ему нужны были деньги. И требовалось ему это сделать как можно быстрее....

РГ: Если бы вы жили в XIX веке, в те времена...

Яковлева: Я бы не была матерью Раскольникова.
____________________________________________________

наиболее известные экранизации
Впервые роман Достоевского был в России экранизирован в 1913 году, в США - в 1917 году. Самые известные экранизации - 1969 года (Лев Кулиджанов), а также 2002 года (Менахем Голан).

А также: "Преступление и наказание" (1935, США, с участием Питера Лорре, Эдварда Ариольда и Мариан Марш);
"Преступление и наказание" (1956, Франция, режиссер Джордж Лампин, с участием Жана Габена, Марины Влади и Робера Оссейна);
"Преступление и наказание" (1969, СССР, с участием Георгия Тараторкина, Иннокентия Смоктуновского, Татьяны Бедовой);
"Преступление и наказание" (1979, короткометражный фильм с участием Тимоти Веста и Ванессы Редгрэйв);
"Преступление и наказание", 1983, режиссер Аки Курисмяки,
"Преступление и наказание Достоевского" (1998, США, телефильм с участием Патрика Демпси, Бена Кингсли и Жюли Дельпи);

____________________________________________________
что было на съемках
Старушку Раскольников (артист В. Кошевой) зарубил не сразу. Топором надо было разбивать манекен. Пришлось снимать много дублей, так как топор отскакивал от резиновой головы.
Дмитрий Светозаров любит, когда в кадре все выглядит натуралистично. Поэтому кровью во время сцены убийства старушки было залито все. После съемок Кошевой упал в обморок. Бить человека по голове - даже реквизиторским топором - оказалось для него сильным испытанием.
Для того чтобы погружение в мир Достоевского прошло успешнее, Дмитрий Светозаров посоветовал актерам cлушать перед съемками что-нибудь мрачное и деструктивное. Фонотека многих пополнилась авангардом.
По словам актера Владимира Кошевого, сцена, когда Раскольникова бьют кнутом по спине, далась ему большой кровью. "Был очень страшный дубль, когда зацепили кнутом горло и потянули на себя. Чуть не задохнулся, а красную полосу на шее гримеры замазывали неделю".
Российская Газета

>> Возврат в раздел Интервью на elena-yakovleva.ru.