За тем, как это было, на премьере в
театре "Современник" наблюдал Владимир Путин
К драматургии великого русского классика
Александра Николаевича Островского почти за 50-летнюю свою
историю «Современник» обращается впервые. Причем не
настаивает, что совершает новое прочтение классики,
предупредительно обозначив в программке постановку «Грозы» как
«фантазии на тему пьесы». Ну, а фантазии, как известно, могут
быть самыми смелыми.
Перед премьерой в своих коротких телеинтервью
режиссер Нина Чусова, уже принесшая «Современнику» успех и
«Золотую маску» – Чулпан Хаматовой спектаклем
«Мамапапасынсобака», уверяла, что цель ее постановки –
очистить пьесу Островского от пыли школьных хрестоматий. А уже
после премьеры, говоря о новаторстве спектакля Владимиру
Владимировичу Путину и его жене, художественный руководитель
«Современника» Галина Борисовна Волчек подчеркнула: мол, мы не
хотим отпугивать школьников от Островского, поэтому наша
Катерина такая современная, она, например, курит… Добавлю от
себя: по-моему, она не просто курит, а курит «травку» – уж
очень характерная у нее для подобных курителей манера держать
сигарету. Фантазии, одним словом.
Спектакль начинается с того, как Кабаниха
проникновенно читает своим приживалкам и домочадцам
нравоучительную книгу, а Катерина несколько нарочито, играя
покорную и трогательную девочку, ластится к ней. Но уже с
первого монолога Катерины о том, как жаль, что люди не птицы и
не летают, зрителям становятся очевидны томления ее плоти.
Этой своенравной, а то и истерически вздорной
молодой женщине просто скучно рядом с безвольным растяпой
мужем. Казалось бы, характеры заданы – и зрителям остается
следить за их развитием, ходом смелой режиссерской мысли. Но
монтаж пьесы произведен режиссером очень радикально. Выбрав, с
ее точки зрения, наиболее драматически-конфликтные моменты,
Чусова не смогла выстроить их в единый внутренний сюжет.
Поэтому есть ощущение, что классика очищена до зияющих черных
смысловых дыр. Актеры то и дело исполняют этюды на заданную
тему, делают это мастерски, с удовольствием. Только понять
характеры – ни Катерины в исполнении Чулпан Хаматовой, ни
Кабанихи – Елены Яковлевой (а на этом дуэте и выстроен
спектакль) невозможно. Если в первой сцене Яковлева играет еще
не старую женщину, которая бы хотела обрести вокруг себя
гармонию и порядок, освященные моралью, то далее она играет (и
хорошо играет!) почти патологическую любовь к сыну. Зарисовка
на тему раздавленной горем женщины сменяется в исполнении
Яковлевой финалом, где она – подруга Катерины, ее зеркальное
отражение. То же самое происходит с ролью Катерины – цепь
зарисовок на заданную тему: Катерина – ёрничающая, современная
оторва, Катерина – в огне любовной, плотской страсти, Катерина
– отверженная жертва. Как ни странно, в спектакле наиболее
цельной и интересной стала роль Тихона в исполнении Максима
Разуваева, и то лишь потому, что она оказалась на периферии
режиссерских фантазий. Его добродушного, недалекого и
по-детски открытого героя, оказавшегося случайной жертвой в
этом Молохе чужих страстей, искренне жаль. Просто в его роли в
наибольшей мере сохранен характер, человек, написанный
Островским, реалистом на все времена.
А вообще-то, спектакль поставлен бойко,
эффектно. Режиссер то и дело задает «многофигурным» сценам
жесткий, четкий темпо-ритм, заставляя приживалок Кабанихи
механически шагать и произносить текст. (Жаль, но половины
текста не разобрать. Хорошо бы актерам «Современника» еще раз
пройти курс по технике сценической речи.) Любовная сцена
Катерины и Тихона выстроена режиссером и хореографом Николаем
Андросовым как пластический, почти балетный этюд, рассчитанный
на аплодисменты зрителей и вызвавший их в финале первого
действия. (Второе действие началось с аплодисментов Владимиру
Путину и его жене, которые разместились в ложе вместе с
Галиной Волчек.) В спектакле красиво выстроены световые и
прочие эффекты. Интересна сценография Александра Боровского –
клетки в три-четыре яруса огораживают сценическое
пространство, дают воздух и возможность создания необычных
мизансцен, проходов персонажей и почти акробатических номеров
для Катерины Чулпан Хаматовой. В некоторых декорационных
клетках – живые голуби. Это символ: герои спектакля – птицы в
неволе, они хотят вырваться на свободу.
Спектакль смотрится с большим интересом, он
не скучный. Чтобы самому не подводить итоги, спрячусь за
авторитетное мнение знаменитого театроведа Виталия Вульфа,
который, подойдя к директору Музея изобразительных искусств
имени Пушкина Ирине Антоновой, сидящей передо мной, с расчетом
на окружающую публику сказал: «Очень талантливо. Но никакого
отношения к Островскому не имеет».