Долгожданная премьера режиссера
Анджея Вайды в театре "Современник"
наконец состоялась. Еще в 1971 году
Вайда поставил свою первую версию
романа Достоевского "Бесы"
в родном краковском Старом театре,
после чего был приглашен сделать
спектакль в "Современник". Но в
начале советских 70-х показывать со
сцены омерзительные зачатки "революционного
движения" в России было немыслимо.
И Вайда ограничился постановкой
американской пьесы о "вьетнамском
синдроме". Но мысли услышать
собственных "Бесов"
на русском языке не оставил. И
услышал.
По грязно-серому довольно крутому
пандусу на фоне грязно-серого
нарисованного неба ползают как
тараканы "мелкотравчатые"
людишки, запуганные и амбициозные
до безобразия. Кто-то из них глуп,
кто-то алчен, кто-то властолюбив, кто-то
истеричен - идеальный контингент
для собрания в стадо, ну хотя бы тех
самых свиней, в которых Иисус
позволил войти бесам.
Евангельские свиньи, как известно,
ринулись в бездну. А взбесившиеся
тараканы в спектакле "Современника"
ползают по сцене около четырех
часов и говорят, говорят, говорят о
судьбах России. Есть среди них самый
наглый таракан, настоящий
тараканище Николай Ставрогин (Владислав
Ветров), который любит поговорить не
о России, а о себе, любимом и
развратном: как малолетку совратил,
как чужую жену обрюхатил, как
науськал зарезать собственную жену
и тому подобное. Его подвиги
вызывают завистливый восторг
тараканов и похотливый восторг
тараканш. Самой яркой сценой
спектакля стал звездный час
спившегося отставного капитана
Лебядкина, когда тот читает
пораженному обществу басню
собственного сочинения о таракане в
мухоедстве.
Вайда намеренно лишает персонажей
малейшего сочувствия зала. Чему
сочувствовать, коли чувств нет.
Современниковские актеры
подчеркнуто декларативны: они своих
героев докладывают, а не играют.
Некоторым позволена пародия. Сергей
Гармаш упоенно отчебучивает
расхристанные коленца в партии
пропойцы -Лебядкина. Игорь Кваша
веселит публику экзальтированной
жестикуляцией резонера-либерала
Верховенского-старшего. Тамара
Дегтярева честно отрабатывает все
штампы добродушной старухи
самодурши в роли матери Ставрогина.
И лишь Елена Яковлева всерьез
играет убогую хромоножку Марию
Лебядкину с ее убогой, но настоящей
любовью к соколу-князю, с ее
оторопелым, но бесстрашным
разочарованием. На то она и главная
жертва, чтобы вызывать в публике
душевный отклик.
А публика у театра "Современник"
особая. В каком еще театре
аплодисментами встретят на
премьере вошедшего в зал Михаила
Сергеевича Горбачева? Где еще так
радостно будут смеяться над тем, как
собрание сценических заговорщиков
никак не может научится правильно
голосовать? Где еще с такой
готовностью будут слушать
рассуждения о судьбах Родины? Но
даже эта публика к финалу спектакля
заскучала. Уж слишком многословной
оказалась эта пародия на говорунов.
И слишком голословной - высказанная
в последней сцене надежда, что бесы
Россию когда-нибудь да оставят.