У "Каменской" белорусский акцент
Корреспондент "СОЮЗа" побывал на
съемках популярного телесериала.
"Репортаж со съемок "Каменской"? А вы уверены, что
нам это нужно?" - пытался выпроводить меня директор съемочной
группы Владимир Василевич. Уже с порога стало очевидно:
журналистов здесь не жалуют. "Чем же они вам так насолили?" -
интересуюсь. "Не успели еще, - улыбается он. - Мы их просто не
пускаем сюда. Кино нужно дома смотреть на диване, а то, что
происходит на площадке - нудный, утомительный и неинтересный
процесс".
На самом деле только обыватели думают,
что все самое любопытное остается за кадром. - Хорошее
кино снимается с серьезным лицом, - говорит режиссер Юрий
Мороз. - Когда на съемочной площадке смешно и весело, то, как
правило, получается ерунда.
...Съемки должны были
начаться три часа назад. За окном уже давно стемнело, а по
сценарию - ранее утро. Два часа устанавливали свет. После чего
режиссер Юрий Мороз заявил: "Эта комната не из моей картины,
переходим в павильон". И всю аппаратуру пришлось заново
собирать и перетаскивать вниз. В павильоне - холодно и сыро.
Серьезная девица с видом очень занятого человека разносила
всем чай с лимоном в пластиковых стаканчиках и бутерброды.
После 16 часов съемок ничего другого уже не хотелось. Но
работали до победного конца. Старались из графика не
выбиваться.
- У актеров расписан каждый день, -
говорит директор съемочной группы. - Они работают в разных
театрах, и собрать их вместе очень сложно. Не актеры под нас
подстраиваются, а мы под них.
И при всей этой гонке
все равно в день удается отснять всего 5-7 минут. Если уже к
полуночи съемка заканчивается, вахтерши на студии
"Беларусьфильм" удивленно переглядываются: "Так рано?"
Актеров приглашают на съемочную площадку только когда
все готово к работе. Они люди творческие, веселые. Поэтому с
их приходом напряженная рабочая обстановка хоть чуть-чуть
разряжается. Пошутили, посмеялись и снова: "Снимаем. Мотор".
Усталость искусно замаскирована под гримом. И трудно поверить,
что ночь они провели в поезде, что еще вчера вечером играли в
московском театре, снимались в новой киноленте или
гастролировали в российской глубинке. "Если бы не шутили, -
говорит Ирина Розанова, - было бы гораздо сложнее работать. А
вообще обстановка на съемочной площадке во многом зависит от
режиссера. Юрий Мороз - само спокойствие. Когда съемочный
процесс затягивается на несколько часов из-за технических
неполадок, он даже глазом не моргнет. С ним приятно работать.
Он очень чуткий, тонкий человек".
- Ну, Ирка, ты
просто "звезда". Посмотри, ты все время на первом плане, -
шутит Елена Яковлева, просматривая отснятый материал.
- Какая же ты все-таки завистница, - подыгрывает ей
Розанова. - Я через три дня уеду, и снимайся ты в своей
"Каменской" хоть всю жизнь.
- Работа требует, -
серьезно отвечает Яковлева.
Когда смотришь на актера
за работой, он открывается с новой, неожиданной стороны.
"Звезда" у камеры - слесарь у станка. На улице мороз, а по
сценарию - знойное лето. Сниматься приходится в летней одежде.
Первый дубль, второй... Уже зуб на зуб не попадает, добраться
бы до теплого трейлера. А тут поклонники прохода не дают,
протягивают клочки бумаги: "Напишите здесь: "Для любимой
тещи..." А именитый московский актер - тоже большая роль. И на
публике ее играть нужно соответствующе.
- Я простой,
очень простой, - доказывал мне Сергей Гармаш, когда мы сидели
с ним накануне за чашкой чая. - Давайте сразу перейдем на
"ты". Поговорим за жизнь, только без этой штуки, - и Гармаш
кивнул на диктофон. Я нажала кнопку "стоп" и выбросила
заготовленные заранее вопросы.
В итоге мы проговорили
около двух часов на далекие от "Каменской" темы. Он приглашал
меня в "Современник", рассказывал о жизни. А когда на
следующий день я подошла к нему на съемочную площадку и просто
сказала: "Здравствуйте, Сергей!", он сделал вид, будто меня
здесь нет, и обращаюсь я вовсе не к нему. А чего тут
удивляться - так просто к "звезде" подходить не принято...
В "Каменской" задействовано много белорусских актеров.
На пробы приезжают даже из глубинки. По словам режиссера,
талант в съемках - не главное, потому что кино - на 90
процентов режиссура.
Почему "Каменская" снимается в
Минске, если по сценарию все действие происходит в Москве?
Ведь с этим связано столько возни и мороки. Актерам нужно
оплачивать билеты, квартиры, и все равно многие сцены
приходится снимать в Москве.
- Раньше писатели,
сценаристы тоже уезжали к себе на дачу, уединялись, скрываясь
от светских раутов. Я уезжаю в Минск и на полгода выпадаю из
московской суеты, - объясняет Юрий Мороз. - В Москве постоянно
бы отвлекался, параллельно занимался бы еще чем-нибудь. А тут
могу спокойно и сосредоточенно работать над сериалом. К тому
же для съемок Минск гораздо удобнее. Компактный город. Здесь
за 15 минут можно доехать из одного конца города в другой. За
день успеваем отснять несколько планов. А в Москве, если мы
забыли костюмы, то съемка не состоится. Потому что, даже хоть
и недалеко еще отъехали от "Мосфильма", обратная дорога все
равно займет два-три часа. И договориться здесь о съемках в
общественных местах гораздо проще. В Москве за все нужно
платить.
Когда общались с актерами на съемочной
площадке, у меня случайно оказалась с собой украинская газета
с интервью Елены Яковлевой. Она прочла название: "Моя
прапрабабушка была актрисой и... позором нашей семьи" и тут же
изменилась в лице: "Кто это писал? Я давно ни с кем не
разговаривала!" А потом говорит мне: "А зачем вам со мной
беседовать. Интервью со мной все журналисты уже давно пишут
без меня. Покопайтесь в Интернете..."
- Вы тоже так
близко к сердцу принимаете газетные сплетни? - спрашиваю
Розанову. - Стараюсь не замечать, - отвечает она, - мне очень
нравится песня Высоцкого: "И словно мухи тут и там ходят слухи
по домам. А беззубые старухи их разносят по углам". Помните?
Хотя, по правде, все равно иногда задевает.
В общем,
только наглотавшись на съемочной площадке "звездной пыли",
начинаешь понимать, как зажигаются звезды на экране.
М. Кучерова, Газета "Союз. Беларусь - Россия"
|
|
|