"Современник", чье название в
последние годы парадоксальным образом
стало синонимом театрального
консерватизма, вдруг обнаружил стремление
и в самом деле быть современным: для
постановки спектакля "Играем... Шиллера!",
щедро профинансированной Госбанком, Галина
Волчек пригласила модного литовского
режиссера Римаса Туминаса. На прошлом
Чеховском фестивале московская публика
восторгалась его "Маскарадом",
разыгранным в декорациях заснеженного
Петербурга. Для нынешней премьеры Туминас
вновь выбрал романтическую драму - "Марию
Стюарт".
Посреди площадки громоздится гигантский
жестяной котел, из которого то и дело валит
пар. Сверху, между котелками поменьше,
нависает что-то вроде чудовищной вытяжки,
снабженной крюком. Мрачность антуража
усугубляется доносящейся из динамиков
зловещей музыкой (композитор Фаустас
Латенас) и костюмами придворных Елизаветы:
все одеты в черные пальто и глухие френчи.
Различия между действующими лицами
подчеркнуты пластически: бароны и графы
ходят строем, изменник Мортимер нелепо
подпрыгивает, персонажи-католики (в том
числе Мария) и вовсе передвигаются по сцене
на манер пингвинов - прижав локти к бокам и
отставив в стороны кисти.
Каждая строка должна быть отыграна,
упакована в метафору - за этот
спецэффектный постановочный стиль и ценят
в Москве литовскую театральную школу. Иные
из находок Туминаса и впрямь остроумны, но
большинство трюков раздражают своей
необязательностью.
Режиссер, поставивший в заглавии
красноречивое многоточие, вероятно, провел
немало бессонных ночей над классическим
текстом, но так и не решил окончательно, что
за историю намерен рассказать со сцены. В
первом действии нам твердят что-то о связи
власти и сексуальности (королева-девственница
периодически демонстрирует склонность к
сексуальной агрессии в отношении
собственных придворных). После антракта
постановщик вспоминает, что надменная
Елизавета тоже чувствовать умеет, и
заставляет ее ужасно страдать над цинковым
ящиком с телом мертвого Мортимера.
Впрочем, в лучший момент трехчасового
зрелища - когда королева английская держит
в руках указ о казни Марии Стюарт - кажется,
что важнее всего для Туминаса была тема
слабости, - в его спектакле причиной
убийства оказывается не жажда власти или
страх Елизаветы перед соперницей, а
безволие. Придворные облачают королеву в
тяжелое, как броня, позолоченное платье,
подставляют ей под локти костыли-подпорки,
и Марина Неелова читает последний монолог
Елизаветы мучительно долго, выдавливая
строки буквально по слогам: вместо
властительницы, "спокойной и
величественной" (как сказано в финальной
шиллеровской ремарке), мы видим
полубезумную старуху, которая подписывает
смертный приговор, подчиняясь лишь одному
истерическому желанию: "Чтоб этому всему
пришел конец, чтобы меня оставили в покое".
По выразительности эта сцена стоит едва ли
не всего остального спектакля, и, если б
режиссер поставил здесь точку, новейшая
трактовка шиллеровской драмы, возможно,
приобрела бы так недостающую ей внятность.
Но Туминас, к несчастью, предпочел
пересказать сюжет "Марии Стюарт" до
конца.
Идея эта выглядит тем менее удачной, что
главная интрига пьесы - соперничество двух
королев (и, соответственно, двух актрис) - в
"Играем... Шиллера!" провалена начисто.
Королева здесь одна - Елизавета, "и, когда
Марина Неелова покидает сцену, продолжать
спектакль совершенно бессмысленно -
история завершилась. И. о. Марии Стюарт
Елена Яковлева старается изо всех сил, но то,
что королевские игры - не для нее,
становится понятно, как только звезда
телесериала про инспектора Каменскую
ступает на подмостки.