В "Современнике" играют Коляду в
постановке Коляды
НИКОЛАЙ Коляда, певец разрухи и упадка,
сочинил для "Современника" свеженькую
зарисовку из жизни обитателей неприютного
провинциального городка, чья серая
повседневность скрашена еще более серыми
солдатскими шинелями (единственная
достопримечательность городишка - воинская
часть). Измученная бытом кассирша Людмила
Ромашкина принимает у себя гостя из
Краснодарского края, откликнувшегося на ее
объявление в рубрике "знакомства".
Бедная Людмила мечтает познакомиться с кем
угодно, лишь бы свалить из этого городка. Но
ее отчаянное желание уехать прочь, чтоб
никогда не видеть "этих зеленых стен и
солдатских рож", а также двух
полубезумных старух - Марксину и Энгельсину
100 и 70 лет соответственно, так и остается
мечтой. Коляда - истинный реалист и перемен
своим героям не пророчит. Хотя "Уйди-уйди"
- это уже не совсем беспросветная чернуха.
Призрак лирического начала забродил по
мрачным, непременно с матершиной и пьяными
драками, бытовым зарисовкам Коляды: все-таки
он пишет о тяжкой женской доле.
Прошло сто лет, и тоску чеховских
интеллигентов подхватили провинциальные
кассирши. "На Кавказ, на Кавказ, в тепло, в
семикомнатную квартиру", - всхлипывает
Людмила. И душа у нее такая же светлая и
чистая, как у трех сестер. И увезти ее никто
не может. И тоска по лучшей жизни - отчаянная.
(Ее символизирует томная колоратура турка
Таркана, нежные советские песни и
классическое "Прощание славянки".) Все
паршиво, но жить хочется до истерики - это и
есть главная мысль пьесы Николая Коляды.
"Умчитесь прочь, мои печали" -
безмолвно молят герои "Уйди-уйди", но
их тоску заглушает грохочущая "Ой, мама,
шика дам". А перед глазами солдатская
баня, сделанная зачем-то из стекла. Они и
пялятся в нее целыми днями - другого пейзажа
в их жизни не предвидится. А хочется чего-то
прекрасного, хоть вой. Вот и воют.
Характеры для своих персонажей Коляда
насочинял непростые, с превращением.
Сначала вроде упыри-упырями, а приглядишься
- несчастные люди, милые даже, когда спят или
жалуются. Герой Валентина Гафта (Валентин) -
поначалу самоуверенный тип с банданкой на
голове, крестом на шее и серьгой в ухе -
оказывается к финалу беспомощным и
несчастным нытиком. То ли солдат, то ли
юродивый Евгений (Олег Феоктистов) - наивным
деревенским парнем, затвердившим, как
заклятье, "сделаем ремонт, и все у нас
будет четко". Людмила и вовсе ангел, хоть
и разодета, как шлюха. Елена Яковлева играет
тот тип затюканных бедностью и
одиночеством женщин, которые коня на скаку,
конечно, остановят, только зрелище это
будет совсем не таким антично-героическим,
как у Некрасова, а надрывным и мучительным.
Но, слава богу, и на нее, несчастную, нашелся
свой Некрасов. Пожалел. Воспел. И в большом
столичном театре показал, как им на Руси
жить нехорошо.