но Коляду поняли
Ничто не обещало мне
удовольствия от премьеры театра «Современник»
— «Уйди-уйди» Н. Коляды. Не понравилась
заранее прочитанная пьеса, полная повторов
из собственного творчества. Все это уже
было и у самого Коляды, и у других «драматических»
его коллег — и фанатичные ветераны
советских времен, и одичавшие одинокие
женщины, и «бомжи» по профессии — мужчины,
цепляющиеся за сексуально-изголодавшихся «разведенок»,
и нарочито грязненькие девчонки,
стыдящиеся своей чистоты, и мат. Огорчило,
что и режиссер нового спектакля, опять-таки
— Коляда, нечто вроде масляного масла. И,
наконец, краткая, но сильная реприза
драматурга в одной из информационных
брошюрок о новых пьесах: «Все критики наши
— недоучки, ненавидящие театр». Мне реприза
эта пришлась не по душе особенно — Коляда
окончил Литературный институт, где я,
критик, преподаю.
…И вдруг — ах, это волшебно-«станиславское»
вдруг! — на премьере театра «Современник» я
раздумывала над жизнью, радовалась, что
увидела спектакль о чем-то очень главном,
болезненно отдающемся в сердце. Все наносно-модное
отступило перед тем новым, что рассказал в
этот вечер «Современник» о современности. А
рассказал он о том, что существует сейчас
особая «горьковская» модель нашей жизни —
«На дне», которую театр талантливо и горько
срастил с моделью «пушкинской» — «Пир во
время чумы». Но и «Дно» это более страшное, и
«Пир» этот более жалкий. Если «горьковское»
«Дно» было дном чего-то, что есть наверху, в
свежем воздухе жизни, то в спектакле «Уйди-уйди»
дно совпадает с верхом, они искаженно, но
жизненно соединяются друг с другом. И люди
на этом дне — вовсе не горьковские, каждый
из них совсем не выключен из социального
статуса, все работают, получают пенсии,
служат в армии, не голодают, не
попрошайничают. Но именно это и оказалось
самым драматическим в спектакле — дно
переместилось из географии в биографию, из
«ночлежки» — в душу, из «бомжевания»
вынужденного в «бомжесуществование»
духовное, рядом даже целые солдатские
казармы, а прислониться не к кому. И «Пир»
здесь не философский — покориться скорби
или преодолеть ее хмельным весельем. Здесь
идет не Пир, но пирушка под водочку и
селедочку, этих известных отечественных
друзей, извечных отечественных скорбей,
когда решаются не проблемы космоса, а
вопросы земли: «за что зацепиться», чтобы не
«пропасть поодиночке», как вырваться со дна
«нижнего», чтобы не удариться о дно «верхнее».
И, конечно, пальма первенства в этом
спектакле — актерам: Е. Яковлевой и В. Гафту,
играющим — она ту самую глобально одинокую
русскую женщину Людмилу, он — того самого
духовного бомжа.
Теперь и она в исполнении Е.
Яковлевой, и он — В. Гафт окончательно стали
нарицательными типами, она — где-то «при
хлебе», он — где-то при ней, и оба одинаково
несчастны. А что если восхищаться не только
великими актерами минувших эпох, но и
нашими великолепными мастерами?! Чудесная,
право, актриса — Е. Яковлева, не знающая
четкого амплуа, но знающая боль
сегодняшнего человека, не знающая холода
техники, но знающая, как разместить жар
эмоций в точных рецептах ремесла. А что ж и
говорить о В. Гафте, вроде бы все сказано и
благодарными зрителями, и благодарными
критиками, даже и самими «недоучками». Но
после этого спектакля надо бы сказать и еще
— труднейшее это дело: быть не просто
первоклассным актером, но еще и актером
современным, когда истинная
интеллигентность должна прятаться за
социальным, политическим, нравственным
цинизмом, когда преступники и праведники
выглядят одинаково, когда стреляют в спину,
а все еще смотрят живые глаза.
Но наступает мгновение — и дуэт
Яковлевой и Гафта вступает в свою
кульминацию. Скинувши маскарадные одежды
нынешнего быта, она — соблазнительный
оранжево-лохматый парик, он — косынку то ли
«афганца», то ли «боевика», присаживаются
на продавленную кровать и рассказывают
друг другу всю правду о своей жизни — тихо
стонут, как бы «подытоживают»: «Ой, Люда,
Люда, Люда…» — «Ой, Валя, Валя, Валя…». И все,
а дальше — молчание. Молчание на сцене, и
буря в зрительских сердцах, плакал весь
столь разнородный «современниковский» зал.
Быть может, именно в такие минуты новым
смыслом вспыхивает название театра — «Современник».
Ведь современна не только прекрасная
современность, но и трудная. И все равно
прекрасная.