Новости, анонсы, афиша
Архив новостей
Подписка на новости

Биография
Награды
Фотоальбом

Интервью
Рецензии
Публикации

Роли в театре
Текущий репертуар
Фильмография
Литературная основа [ ! ]

Форум
Гостевая книга
Интересные ссылки
Театр Современник
На главную


Золушка-2

Несколько лет назад, ясным солнечным утром, после премьеры фильма «Интердевочка» Лена Яковлева проснулась знаменитой и счастливой. Все произошло, как в ее любимой сказке «Золушка»...

— Я иногда сижу и думаю: «Боже мой, неужели это все со мной произошло? Другое дело, что все складывалось не так безоблачно, как у Золушки. Она там чуть-чуть поработала, а потом сразу принцессой стала! Жалко, что никто не написал продолжение «Золушки»...

В жизни Лена Яковлева такая же, как в кино; естественная, доброжелательная и обаятельная. Мы договорились с ней об интервью через несколько дней после окончания съемок сериала «Каменская», в котором Лена сыграла главную роль. Она выглядела немного усталой, а вечером ей предстояло еще играть в спектакле Театра «Современник», где она работает последние годы. Я не стала тянуть время.

Оператор включил камеру, и мы с Леной погрузились в воспоминания...

С самого раннего детства Лена обязана была следить за младшим братом и помогать по хозяйству маме. Ее отец был военным, и семья объездила полстраны — от Украины до Сибири. Лене пришлось стать самостоятельным ребенком, поскольку отец очень рано уходил на службу и поздно возвращался. Мама тоже всегда была чем-то занята.

— Моя мама была до такой степени неспокойным человеком, что все_время находила себе занятия! Не могла без работы! Кроме того, она очень следила за собой: всегда хорошо причесана, накрашена» обязательно с маникюром. Она овладела, по-моему, всеми профессиями, которые только есть на свете. Всегда участвовала в художественной самодеятельности в том месте, где служил отец.

Не могу сказать, что у нас была очень дружная семья. Каждый, в общем, был сам по себе. Постепенно что-то ломалось в родительских отношениях. Маму стали раздражать бесконечные переезды, неустроенность, отсутствие собственной квартиры. Раздражение накапливалось. Но мама оказалась мудрой и сильной женщиной. Она смогла сохранить нашу семью.

Переезжая с места на место, Лена Яковлева поменяла больше десяти школ, поэтому определенные проблемы с учебой у нее были.

— Я все время была новенькой в классе, что служило оправданием отсутствию некоторых знаний. Пробелов становилось все больше. Наверстывать каждый раз было сложнее и сложнее. И всегда казалось, что учиться незачем, все равно скоро в очередной раз переезжать! Помню, перед выпускными экзаменами учительница по математике спросила меня: «Ну ты хоть зарплату мужа сможешь сосчитать?»

Я сказала: «Конечно!» И мне поставили тройку.

Лена Яковлева заканчивала школу в Харькове в 1978 году. После выпускного бала одноклассники решили опустить в бутылку из-под шампанского записки со своими заветными желаниями, чтобы проверить когда-нибудь потом — сбылось или нет. Лена втайне от всех написала: «Хочу быть знаменитой артисткой!»

— Я рассказала маме о своих планах на жизнь, но она, не дослушав» оборвала меня: «Да что ты, Лена! В Москве своих артисток навалом! Куда ты поедешь? У меня есть знакомые в Институте общественного питания, и ты поступишь на отделение бухгалтерского учета без проблем!» Я поразилась тогда. Думаю, куда с моими знаниями по математике на бухгалтерский учет? Конечно, никуда я не поступила и пошла на курсы техников-картографов. Порисовав в течение года топографические карты, поняла, что закисаю. Решила попробовать поступить в Харьковский институт культуры. Руководитель курса на меня посмотрел и сказал: «В вас, девушка, нет сценической заразительности». И я пошла работать сначала в городскую библиотеку, затем на радиозавод. А через год, накопив денег на билет, уехала в Москву. Просто в никуда!

Прямо с поезда Лена поехала в ГИТИС. К своему удивлению, она без труда прошла отборочный тур, сдала вступительные экзамены и стала студенткой одного из самых престижных театральных вузов нашей страны...

— Я не верила в такое счастье! Еще больше не верила мама. Мне дали комнату в общежитии на Трифоновке. И началась настоящая студенческая жизнь. Жили мы весело. Репетировали по ночам. Учились с удовольствием! В 1984 году я закончила ГИТИС и качала искать работу.

Лена показывалась режиссерам разных театров: кому-то она нравилась, кому-то нет, но все упиралось в отсутствие московской прописки. К некоторым театрам ее близко не подпускали, узнав, что она иногородняя. Совсем уже отчаявшись, Лена засобиралась домой, а напоследок решила пойти в легендарный Театр •«Современник*. «Чему быть, того не миновать, — думала она, — будет хоть о чем рассказать дома!»

— В отличие от других театров, где на просмотре присутствовал только один режиссер и, может быть, несколько актеров, в «Современнике» в зале сидел весь художественный совет. Три ряда было забито актерами, причем очень известными актерами. Я волновалась ужасно! Перед просмотром мне сказали, что надежды на поступление в театр практически нет, все места заняты.

— Лена вышла на сцену и прочитала какой-то монолог, — начала вспоминать Галина Волчек, когда я попросила ее сказать несколько слов о Лене. — И это был первый случай на моей памяти, когда все единогласно проголосовали за то, чтобы Лену принять в театр.

— Помню, утром следующего дня на вахте в общежитии я обнаружила записку: «Вечером ждем вас в «Современнике». Я не могла дождаться вечера — тот день длился невероятно долго! Вечером Галина Борисовна Волчек поговорила со мной, дала книжечку «Репертуар Московского театра «Современник» и сказала: «Смотри спектакли!» А я даже не осмелилась спросить у нее: «Вы что, меня берете?» Я не верила и боялась, что, если я спрошу, она скажет: «Да нет, просто посмотри спектакли, поучись...»

Все спектакли я посмотрела раз по шесть, по семь. И стала уже понимать, что меня в этом доме принимают. Но конкретного вопроса Галине Борисовне так и не задавала. Однажды ко мне подошли и между делом сказали, чтобы я принесла документы в отдел кадров. Сердце мое застучало так, что мне показалось, все его слышат!

И все равно, пока не начала работать, не верила, что я — в «Современнике»! Даже сейчас иногда думаю: «Господи, неужели все это со мной произошло? Ну просто как в сказке!»

— Есть такое понятие — «твоя актриса». — Галина Волчек, сидя в зрительном зале на репетиции и наблюдая за Яковлевой, почти шепотом рассказывала мне о Лене. — «Твоя актриса» не означает, что все остальные не твои, они тоже твои. Но это понятие включает в себя то^что режиссер может абсолютно выразить себя через эту актрису. В моей жизни есть Марина Неелова. Была когда-то Татьяна Лаврова, через которую я, так сказать, выражала себя, и время, и все, что я думаю по поводу происходящего вокруг. Лена Яковлева стала одной из моих актрис. Она достаточно спокойно вошла в коллектив. И пока она, одна из немногих, достигнув такой популярности, такой зрительской любви, осталась скромным человеком. Она очень совестливая и скромная. И что очень важно для актрисы — способна учиться даже в своем положении уже признанной актрисы. Я вижу иногда, как она стоит в кулисах, когда, положим, играет Марина Неелова, и внимательно смотрит за тем, что делает мастер на сцене...

— «Современник» — удивительный театр! — Сидя в кафе после репетиции, Лена с любовью рассуждала о театре. — Каждый актер пытается сформулировать,что же такое Театр «Современник»? Почему до сих пор в нем аншлаги? Почему он привлекает студентов? Почему актеры, по каким-либо причинам ушедшие из театра, через некоторое время начинают тосковать и просятся обратно? Добрая атмосфера, суперактеры, лучший репертуар — все это благодаря Галине Борисовне. Но как она умудрилась сделать именно таким театр?.. Вся загадка — в ней!

Заслуженная артистка России Елена Яковлева в «Современнике» уже пятнадцать лет. Почти во всех спектаклях у нее главные роли. И, несмотря на удачный опыт в кино — «Плюмбум», «Интердевочка», «Анкор, еще Анкор» и многие другие фильмы, — театр Лена оставляет лишь в исключительных случаях, максимум на два-три дня.

Таким исключительным'случаем в 1999 оду были съемки телесериала «Каменская» по мотивам детективных романов Александры Марининой. Съемки проходили в Минске, и, чтобы не пропускать свои десять спектаклей в месяц, Лена проводила двадцать ночей в поезде. И так — в течение полугода.

— Это был марафон! Я все время переживала, хватит ли мне физических сил закончить эту работу. Не только я, вся съемочная группа работала в таком бешеном темпе. У оператора, например, который полгода с небольшими перерывами смотрел в камеру, глаз едва не вываливался от напряжения! Иногда мы работали с раннего утра до двух ночи, иногда сутки. Мы старались как можно быстрее завершить съемки, поскольку у всех в Москве были свои дела. Я переживала только об одном — лишь бы Галина Борисовна на меня не обиделась.

— Она так скромно себя вела! — Галина Волчек ожидала, что я затрону тему съемок, в общем больную для всех режиссеров. — Весь тот период Лена была необыкновенно дисциплинированной. Она не отпрашивалась на съемки лишний раз, стараясь меня не злить. Потому что, когда спектакль на выпуске и артист отпрашивается на съемку, это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, я, конечно, радуюсь, что они снимаются в кино, что они кому-то нужны, кроме собственного театра. Главное, что они нужны зрителю! С другой стороны, когда спектакль на выпуске, возникает ревностное чувство, будто тот, кто на съемках, предает театр...

Но Лена вела себя достойно! Одно время я даже засомневалась, снимается ли она? Она мне не сорвала никогда ни одного спектакля!

В жизни Лены Яковлевой действительно все происходило как в ее любимой сказке «Золушка». Она трудно работала и каким-то чудом, благодаря фее Галине Волчек, попала во дворец — Театр «Современник». И там она встретила своего принца — актера Валерия Шальных.

Они обратили друг на друга внимание на гастролях в Иркутске, тринадцать лет назад.

— Шел проливной дождь... Я увидела Валеру. Я его каждый день видела в театре. Он играл почти во всех спектаклях «Современника». Но в тот момент со мной что-то произошло. Я влюбилась в него... Лена не успела закончить фразу — в дверь позвонили. Валерий привел сына из школы. Денис, увидев дома камеру, быстро прошмыгнул в свою комнату и закрылся. Я поняла — снять нам его не удастся...

— Денис очень не любит театр и кино, потому что они отрывают его от родителей, — в оправдание сказала Лена. — Он меня и по телевизору не может смотреть! Я думаю, что это временное явление. Недавно ему предложили сняться в кино. Он сказал: -«Нет!» Я его умоляла: «Дениска, не важно, будешь ли ты актером, но какая память останется! Ты вырастешь, станешь взрослым, захочешь себя вспомнить маленьким — вставишь кассету и посмотришь по телику!» Но Денис даже разговаривать не захотел на эту тему.

Из комнаты сына вышел расстроенный Валерий. Ему не удалось уговорить Дениса попозировать перед камерой.

Валера достал семейные альбомы, и мы, сидя втроем на кухне, стали их разбирать. Валера и Лена, перебивая друг друга, вспоминали начало своих романтических отношений...

— Мы вернулись после тех, знаменательных для нас с Ленкой гастролей и разъехались по домам. Лена уехала к себе в Харьков. Через несколько дней мне вдруг ее так стало не хватать, что я пошел, купил билет и приехал к ней! Мы были с ней еще просто друзья, но родители встретили меня уже с каким-то опасением.

— У нас был очень долгий роман, — поддержала мужа Лена. — Все думали, что между нами что-то уже — о-го-го! — а на самом деле ничего не было. Мы просто «романились». Долго встречались. Свидания назначали друг другу где-то в парках, на скамеечках, чтобы нас никто не заметил. А оказывается, в театре нас давно уже все поженили!

— Лена у меня третья жена. Поэтому я долго размышлял перед тем, как принять решение. Но со временем я определился: если Лена не будет моей женой, то жизнь моя не удалась... И не ошибся!

— В какой-то момент я почувствовала, что он очень надежный человек. — Лена обняла мужа. — А мне так хотелось иметь дом, ребенка! Я вообще не могу быть одна. Если одна нахожусь, то, во-первых, ничего делать не могу, во-вторых, начинаю разговаривать сама с собой, короче говоря, тихо сходить с ума! Мы не совсем ровно начали нашу совместную жизнь — два актера, два разных темперамента...

— Но все стало на свои места после рождения Дениса. — Валера нашел фотографию новорожденного сына и с любовью на нее посмотрел. — Мы, конечно» побесились до его появления, понервничали, подергались. А затем наряду с карьерой, жизненными соблазнами и личными амбициями выбрали Дениса самым главным в жизни. И в наших взаимоотношениях сразу наступила определенность.

— Для меня рождение ребенка было ни с чем не сравнимое чудо света! Мне его сразу разрешили приложить к груди, и моментально что-то благостное разлилось по всему телу! Мурашки побежали... И я поняла, что с этого момента я ответственна за жизнь этого маленького человечка, от меня зависит, какой он вырастет.

— Когда жена творческая и достаточно преуспевающая личность, с чем приходится считаться? — затронула я больную для Валеры тему.

— Только со своими амбициями! — нисколько не смутившись, ответил Валера. — Я понимаю, что Лена сегодня — имя. Я тоже что-то собой представляю как актер, но в основном для внутреннего пользования. Поэтому, когда у Лены много интересной работы, я ей завидую. Было время, когда она мне завидовала. В общем, когда жена звезда, то бйрешься главным образом с собой.

— Валера помогал мне все эти годы. И я добилась успеха только потому, что он был со мной рядом! У нас замечательный ребенок, наконец появилась квартира. Мы все это сделали вместе, никого не расталкивая локтями, не переходя никому дорогу. Все органично вошло в нашу жизнь!

— А было состояние за это время, которое так и называется — -«съехала крыша» от популярности? — обратилась я к Валере, но Лена перехватила инициативу.

— Нет! Если человек не захочет, то крышу не снесет. Когда чувствовала что-то в этом роде, я пару раз головой о стену ударялась и говорила сама себе: -«Спокойно, Лен, спокойно!» А потом, я же прекрасно понимаю, что сегодня узнают на улицах, а лет через пять забудут, как звали! А крыша уже уехала, и что я с собой буду делать? А нужен же здравый ум, ведь ребенок растет, и его надо поставить на ноги во что бы то ни стало! Я мечтаю, чтобы Денис вырос и стал настоящим мужчиной. И чтобы все, обращая на него внимание, спрашивали меня: «Это ваш сын?» А я бы шла рядом и гордилась им. Ради сына я живу и творю. Самое главное в нашей жизни — это то, что мы оставим после себя на родной земле. А все остальное — суета...

Оксана Пушкина.
 


 

Создание сайта:    
Web-дизайн, сопровождение:
Агентство "Третья планета" www.3Planeta.Ru
Программирование: Студия 3Color.Ru