Елена Яковлева:"На репетициях предпочитаю одежду в стиле Каменской"
С известной актрисой Еленой Яковлевой мы встретились
вечером в театре "Современник" перед началом спектакля, в
котором она была занята. Удивительно, но, несмотря на
напряженные съемки в сериале "Каменская", актриса еще успевает
играть в многочисленных театральных постановках и вести
телевизионную программу "Что хочет женщина". А действительно,
что хочет женщина? Для актрисы по призванию одной из главных
составляющих женского счастья, помимо взаимной любви и
семейного благополучия, является любимая работа. Та, что
отнимает столько сил, времени и нервов... Но едва жизненные
силы начинают компенсироваться творческим удовлетворением от
сделанного и зрительской любовью, как впереди уже новые
творческие вершины и новые задачи - все, без чего настоящая
актриса себя не мыслит. У Елены Яковлевой за плечами множество
ярких ролей и в кино, и в театре. Но в последнее время она все
же ассоциируется в первую очередь с героиней сериала
"Каменская", третья часть которого сейчас снимается в Минске.
- Елена, расскажите, как начиналась
"Каменская"?
- Как обычно - с кинопроб. Даже помню
сцену, которую играла. Я пришла, выучила текст, попробовалась
и ушла. Наверное, это делали и многие другие актрисы.
- Уже стали притчей во языцех слова Марининой о
том, что лень - это двигатель прогресса. Как-то в одном из
интервью вы сказали, что тоже стали ощущать некоторую ленцу...
Это результат вхождения в роль?
- Наверное, это не
столько ленца, сколько просто усталость. Если бы не такое
количество работы, у меня было бы больше сил. А сейчас их
приходится экономить. Кроме того, уйма времени уходит на
поезда - съемки-то в Минске. Поэтому лишний раз даже рукой
лень пошевелить.
- Вы ездите на съемки в Минск
поездом?
- Да, конечно. Представляете, что это
такое - каждый раз летать? Я бы просто со страха умерла.
Сейчас в театре у меня в среднем восемь-десять спектаклей в
месяц. Это значит, что для съемок "Каменской" мне нужно
совершить столько же поездок в Минск и обратно, то есть я
сажусь на поезд приблизительно шестнадцать раз в месяц. А
летать шестнадцать раз страшновато...
- Сейчас
снимается "Каменская-3". Есть ли у главной героини сериала
какие-то черты характера, которые стали немножко вашими?
- Ничего я от нее себе не взяла. Единственное, что у
меня появилось, - еще один праздник. Меня упорно все
поздравляют с Днем милиции, что, кстати, приятно: есть еще
один день, когда мне говорят хорошие слова, дарят цветы... Вот
и все, что я взяла, - праздник, День милиции. А что касается
черт характера - нет.
- Если вы с Настей непохожи,
означает ли это, что вам приходилось над собой работать, чтобы
войти в роль?
- Такой уж сильной борьбы с собой не
было. Просто между мной и режиссером сериала Юрием Павловичем
Морозом сразу была найдена золотая середина, которая устроила
и его, и меня.
- В одном из интервью вы сказали:
"Чтобы сыграть королеву, совершенно не обязательно специально
ехать куда-то, чтобы пожить месяц-другой в замке и прикинуть,
как ты будешь это делать". И все же вам приходилось перед
съемками что-то дополнительно изучать?
- Та
неспокойная жизнь, которая нас окружает, те постоянные
программы о криминале, которые идут по всем каналам, - этого
достаточно для того, чтобы понять людей, работающих в системе
МВД - на Петровке, в любом районном отделении милиции, в ГАИ.
Поэтому нет никакой необходимости посещать, допустим, тюрьму
или сидеть на допросах, наблюдая за их процессом.
-
Александра Маринина давала какие-то советы, которые вам
пригодились на съемках?
- Нет, она, как очень
тактичный и понимающий творческий процесс человек, никогда не
вмешивалась ни в актерскую, ни в режиссерскую работу. С ее
стороны было единственное замечание, и то уже после того, как
она посмотрела отснятый материал. Речь шла об одной
непрофессиональной реплике. Мол, так следователи или люди,
работающие в следственной группе, не говорят. Правда, какая
это была реплика, я уже точно не помню. Вот и все - это
единственное замечание с ее стороны. Она как-то сказала: "Я
занимаюсь своим делом - пишу, а вы своим - снимаете кино".
Конечно, может быть, и хотелось от нее что-то услышать, но
глупо было спрашивать о том или ином, тем более что,
ознакомившись с произведением в его первоначальном
литературном виде, уже имеешь обо всем собственное
представление.
- Вы знакомы со всеми произведениями
Александры Марининой?
- Я прочитала все ее книги,
имеющие отношение к Каменской.
- А экранная Настя
соответствует книжной?
- Вообще, добиться полного
соответствия между тем, что описано в книге, и тем, что мы
видим на экране, наверное, невозможно. Потому что кино - это
совсем другой формат. В книге очень много места уделяется
внутренним переживаниям героини, ее мыслям, дается логическая
цепь рассуждений. А передать это зрительно не то что бы
сложно... просто смотреть на экране такой кадр будет не очень
интересно. С помощью кинематографических средств можно,
конечно, красиво показать, как человек задумчиво глядит в одну
точку. Но одного раза будет достаточно, а серий-то
шестнадцать... Сыграть то, как моя героиня плохо себя
чувствует, как у нее болит спина, и тому подобное тоже можно
один-два раза, но на третий уже станет тоскливо не только всем
нам - съемочной группе и актерам, но и зрителям. Поэтому мы
пытались сделать так, чтобы всем было интересно смотреть. Есть
люди, которые любят читать, есть те, кто любит смотреть. А
кто-то и читает, и смотрит, а потом сравнивает. По-моему, мы
удовлетворили все эти три категории. И то, что кому-то
нравится, а кому-то не очень, - замечательно. Такого не может
быть, чтобы всем все нравилось.
- Каменская очень
редко пользуется косметикой...
- Мы попытались
немножко отойти от этого, чтобы на экран было приятно
смотреть. Ведь есть законы литературы, а есть законы кино.
Если человек их понимает, то и не будет задаваться этими
вопросами.
- А как вы относитесь к косметике?
- Знаете, так много грима в кино и на сцене, что
краситься еще и в повседневной жизни... Мне просто элементарно
жалко свою кожу. Поэтому я стараюсь, если мне никуда не надо
идти, вообще не использовать макияж.
- Тем не
менее, в силу профессии, косметикой вам все-таки приходится
пользоваться часто. Но чтобы применять косметические средства,
им надо доверять...
- Последнее, что мне
понравилось и чем я пользуюсь, - кое-что из "Клиник", а также
кое-что из "Шосейдо" (это серия лечебной косметики). А для
визажа я подбираю по цвету и тону то, что мне больше подходит.
Все это продукция известных фирм. Не могу сказать, что
предпочитаю исключительно одну марку. Например мне нравятся у
"Шанель" румяна и духи, а вот помада и тени кажутся чересчур
блестящими. Поэтому я беру более матовые тона из других
косметических линий. То есть я пользуюсь многими марками. Даже
сейчас не вспомню, что у меня в сумке лежит. Потому что все
настолько разное. Но, покупая то или иное, в первую очередь
обращаю вни-мание на упаковку и цвет.
- А какой
парфюм предпочитаете?
- Все духи, которые мне
нравятся, я пытаюсь по возможности приобрести. У меня нет
какого-то одного любимого запаха, которому я была бы предана
от начала и до конца. Все так быстро развивается, что мне все
время кажется: вот-вот изобретут то, что мне понравится раз и
навсегда. Поэтому я в постоянном поиске.
-
Пользуетесь ли вы услугами косметологов, салонов красоты?
- На посещение салонов красоты нужно очень много
времени, а у меня сейчас его нет. Стараюсь по возможности
найти в журналах информацию о чем-то новом, современном, что
можно применить в домашних условиях.
- Но,
согласитесь, не все возможно в домашних условиях... Как вы,
например, относитесь к новинкам в области косметологии и
парикмахерского искусства: наращиванию волос, ногтей?..
- Можете меня подергать за волосы и посмотреть на мои
ногти. И с тем и с другим у меня все в порядке, а значит, в
данной процедуре нет необходимости. Понимаете, я не выхожу на
сцену с микрофоном. А как ко всему этому отношусь?
Замечательно. Если женщине хочется кардинально изменить свой
образ, в одну минуту увеличить, скажем, длину своих коротких
волос, то есть ей нравится экспериментировать и у нее есть
возможности это делать, пусть она это делает. Если будет нужно
для какой-либо роли, я все себе наращу: и ногти, и волосы -
клянусь! Но пока в этом не было надобности.
- А как
проходит подготовка к съемкам: есть ли стилист, имидж-мейкер,
который разрабатывает ваш образ?
- Как моя героиня
должна выглядеть в данной сцене, решают художник-гример и
художник по костюмам вместе с режиссером, оператором и со
мной. А эти новые профессии, которые вы назвали, больше
все-таки применимы к сфере шоу-бизнеса (съемки клипов,
создание эстрадных звезд).
- Елена, есть
существенная разница между съемками телепередачи "Что хочет
женщина" и съемками фильма?
- Это два совершенно
разных предмета для обсуждения. И сопоставлять их, пытаясь
найти что-то общее, наверное, нельзя.
- Где вам
легче работать: на телевидении или в кино? Некоторые еще
сравнивают съемки в кино и телесериалах...
- Когда
приступаешь к съемкам телесериала, ты знаешь, что нужно суметь
продержаться на очень длинной дистанции. Если брать наш
телесериал - это примерно полгода съемок. И все время
постоянно, каждый день, необходимо быть в форме, нет
возможности расслабиться. Выходных у меня тоже нет, потому что
в выходные я работаю в театре - играю спектакли. Съемки в кино
не такие длинные, но все остальное, что касается подхода
актера к своей роли и съемочному процессу, абсолютно
одинаковое.
- То есть нельзя сказать, что
существует большая разница между работой в сериале и кино?
- Нет, так нельзя говорить.
- Кинофильм -
это более качественный скачок?..
- Да, его съемки
- это более щепетильный творческий процесс. Но в телесериале
приходится работать с утра до поздней ночи, на ту или иную
сцену отводится порой до 7-8 минут непрерывного съемочного
времени, а это очень-очень много. В большом кино, насколько я
помню, такого нет. Там берется одна сцена и снимается
обстоятельно, со множеством планов, на другой пленке, другой
камерой и абсолютно в других условиях.
- Словом,
съемки телесериала сравнимы в некотором роде с преодолением
бегуном стайерской дистанции?
- Да. И она
предполагает постоянную готовность. Допустим, снимаются четыре
сцены из разных серий. Нужно выучить весь текст, чтобы в любую
минуту отснять тот или иной отрывок. За съемочный день тебе до
десяти раз меняют прическу и грим, потому что в одной серии ты
выглядишь так, а в другой - иначе. Столько же раз приходится и
переодеваться.
- Кстати, об одежде. Мы читали в
одном из ваших интервью, что вам проще поговорить с творческим
человеком, не обращая внимания на то, как он одет, чем с
людьми, в частности с мужчинами, у которых, допустим, перстни
на пальцах, а за душой - ничего. Есть у вас некий эталон
мужской или женской красоты? Как, по-вашему, должна одеваться
женщина?
- Это общий вопрос - как она должна
одеваться. Наверное, так, как ей нравится. У каждой женщины
свой вкус, чувство меры, если они, конечно, есть.
-
Просто существует расхожее мнение, что, скажем, от цвета
костюма зависит характер человека... Вот вы какую одежду
любите?
- Ту, которая удобна.
- Так же,
как Каменская?..
- Может быть.
- Стиль
Каменской - джинсы и кроссовки. Какую обувь вы
предпочитаете?
- Все зависит от костюма, оттого,
куда ты идешь, сколько времени будешь стоять на ногах, как
долго придется ходить или сидеть. Когда иду в театр на
репетицию, конечно, надеваю то, в чем удобно. Уже выработался
такой "репетиционный" стиль - комфортная обувь и одежда, чтобы
можно было и присесть, и встать, а если режиссеру потребуется,
то и на полу посидеть. При этом не придется переживать, что у
тебя слишком узкая и короткая юбка и в ней неудобно или
какие-то очень дорогие брюки, в которых ты не можешь сесть на
пол. Естественно, в этом случае очень подойдут джинсы, свитера
и кроссовки, которые я уже давно не ношу в повседневной жизни.
- В выборе одежды вы полагаетесь только на
собственный вкус или идете в бутик с мужем или людьми, вкусу
которых доверяете и которые могут что-то посоветовать?
- Можно и прислушаться к советам. Но в основном, что
мне хочется, то я и покупаю.
- Елена, а каковы ваши
предпочтения в кулинарии?
- Я вообще люблю еду
вкусную и разнообразную. У меня нет какого-то пристрастия.
Если мне нравятся, к примеру, жареные грибы или, скажем,
вкусные домашние маленькие пельмешки ручной лепки, то,
соответственно, я могу их есть бесконечно. То есть ем все, что
вкусно, и нет никаких пристрастий.
- Можно у вас
попросить рецепт вашего фирменного блюда, которое просто в
приготовлении и вместе с тем сытно?
- Берете две
консервные баночки тунца. Выкладываете их содержимое в миску и
вилкой разминаете. Затем мелко крошите головку лука,
добавляете четыре покрошенных вареных яйца и пару ложечек
майонеза. Перемешиваете все это, и получается очень вкусный
салатик быстрого приготовления.
- Придерживаетесь
каких-то "здоровых" диет, о которых сейчас столько
говорят?..
- Не всегда получается всему этому
следовать. Понимаете, с постоянными переездами, поездами и
жизнью на гастролях (если можно так сказать), или, как
выражаются кинематографисты, в экспедиции (то, что сейчас у
нас связано с Минском), невозможно вести разговор о здоровом и
правильном питании. Иногда хочется есть, а времени на то,
чтобы куда-то побежать и выбрать из предложенного меню что-то
"здоровое", тоже нет. Поэтому никакого режима или модной диеты
и тому подобного у меня пока нет. Но, к счастью, и особой
необходимости в этом пока тоже нет.
- Если бы вам в
поездке предложили, допустим, бифштекс и какие-то
фрукты-овощи, что бы вы выбрали?
- Иногда хочется
мяса - и я ем мясо. Если мне сию минуту захотелось овощей или
фруктов, я иду, покупаю их и ем. Так уж получается, что в
жизни приходится себе во многом отказывать: в том, чтобы
подольше поспать, повкуснее поесть. Но если постоянно
мучиться, что тебе предложили что-то отведать, а тебе этого
нельзя, хотя очень хочется, если еще и на это тратить свои
нервы и время, то жить-то когда?
- То есть вы
живете так, как живется?
- Да, я живу так, как
живется. То, что хочется, то и делаю.
- Где вы
отдыхаете? На даче?
- Да. Уютно, приятно, никто не
мешает. Отдыхаешь целиком и полностью. Конечно, приятно
поваляться на пляже где-нибудь, но это исключительно из-за
Дениса, чтобы он поплавал в морской воде. Поэтому раз в год мы
выезжаем дней на семь-десять на море, а обычно отдыхаем на
даче.
- А как поддерживаете себя в форме? Есть
возможность заниматься спортом?
- Я езжу на
лошадях. Недалеко от загородного дома в Подмосковье есть
конюшня, где можно покататься верхом. Там опытные инструкторы
- тренеры и спортсмены - обучают этому всех желающих. Когда мы
на даче, то в свободное время обязательно часа на два
вырываемся на конюшню. С каждой лошадкой хочется
поздороваться, погладить каждую и подкормить чем-нибудь
вкусненьким: яблоками, морковкой, печеньем - они это очень
любят. Их там много, но мы знаем, как всех зовут и какой у
каждой характер, так как ездим на разных лошадях.
-
А почему вы меняете лошадей?
- Нельзя кататься
только на одной лошади, привыкаешь к ней, и она к тебе тоже
привыкает. А пересаживаешься на другую - и можно сказать, что
ты не умеешь ездить. Все лошади очень разные, у каждой из них
своя походка, свой характер. Если со всеми этими характерами
сможешь совладать, значит, ты хороший наездник. С некоторыми
лошадьми у меня все ладится: идеальная, хорошая, приятная
поездка, и до галопа дело доходит. И свист в ушах, и прелесть,
и очарование, и радость оттого, что ты можешь управлять этим
огромным, мощным животным. Но если лошадь понимает, что она
сильнее, а ты все-таки еще недостаточно уверенно сидишь в
седле, то она позволяют себе шалости, от которых
расстраиваешься. Лошадь иногда проверяет тебя, что называется,
на вшивость- не слушается. Ей велишь идти сюда и шагом, а она
- туда и рысью.
- С вами такого не происходит?
- Ну почему же, происходит иногда. Когда чувствуешь
неуверенность, тогда это и случается.
- Можно ли
сравнить прогулку на лошади с вождением автомобиля?
- Нет, что вы! Прогулка на лошади - это и природа, и
труд лошади, и твой труд. Такой очень активный отдых. Это еще
и вид спорта, от которого получаешь и пользу, и удовольствие.
И. Жукова, В. Карюков
|
|
|