Новости, анонсы, афиша
Архив новостей
Подписка на новости

Биография
Награды
Фотоальбом

Интервью
Рецензии
Публикации

Роли в театре
Текущий репертуар
Фильмография
Литературная основа [ ! ]

Форум
Гостевая книга
Интересные ссылки
Театр Современник
На главную


Елена Яковлева: «Женщина в семье президент»

Об одной из самых популярных актрис театра и кино Елене Яковлевой существует такой анекдот: «Вчера посмотрел «Интердевочку», до сих пор в шоке… Кто бы мог подумать, что Каменская в молодости была девочкой легкого поведения!..» Образы, созданные Яковлевой на экране и на сцене, давно уже стали народными. Актриса крайне редко дает интервью, предпочитая редкие свободные часы проводить с 14-летним сыном Денисом.

— Лена, давайте поговорим с вами о женщинах, о том, чего они хотят, и о том, как меняется их роль в нашей жизни, в обществе, в искусстве… Какой вы видите современную женщину? Она меняется?

— Конечно, меняется, как и все вокруг. Я точно знаю, что современная женщина намного интереснее и талантливее, чем в литературе, театре, кино. В двух словах в интервью ее не определишь. Этим должны заняться драматурги, сценаристы. У актрис нет актуального материала для работы.

— Кстати, в последнее время в кинокругах часто слышу о том, что российские актрисы, в первую очередь молодые, катастрофически измельчали, и отсутствие материала здесь ни при чем… Вы согласны?

— Нет! Катастрофически измельчали роли. Не знаю почему, но сейчас произошел сильный перекос в сторону мужских образов. Ни сценаристы, ни режиссеры, к сожалению, не видят в современной русской женщине киногероиню. Все повторяют ставшие, увы, банальными слова Некрасова — «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», но никто не перенесет их суть на экран. В нашем кино не хватает женской души — то, что любят зрители, среди которых, как известно, 70% составляют женщины. По большому счету, кризис женских образов касается не только кино, но и литературы, театра.

— Сейчас резко увеличилось число женщин среди писателей, режиссеров… Произошли изменения в сознании общества?

— Происходит вынужденная эмансипация нашего общества. Понимаете, когда нет уверенности, что тебя подхватят мужские руки, упади ты в обморок (я фигурально выражаюсь), приходится быть сильной, пробиваться в исконно мужские профессии… Но я очень-очень рада, что в литературу наконец пришли женщины, причем талантливые женщины. Хочу верить, что лет через 200 кто-то из моих праправнуков однажды скажет, что его бабушка жила, например, во времена Улицкой…

— Кто же им его не дает? Понятие «женское кино», например, существует не первый год, а где прорывы, яркие фильмы?

— Мне кажется, термин «женское кино» придуман критиками, у которых мы пошли на поводу. Каждый раз, видя в титрах, что режиссер — женщина, начинаем комплексовать по этому поводу, заострять на сем факте внимание. В этом году, например, я видела около пяти картин, снятых женщинами, но в каждой из них лично мне чего-то не хватало.

Если женщина постарается максимально честно перенести на экран то, что у нее наболело, картина только выиграет. Не надо экстравагантностей, подражательств, выпендрежа…

— Как вы считаете, матриархат в нашей стране еще возможен?

— Смотря что понимать под этим словом: если полную феминизацию общества, бизнеса, экономики, то, конечно, нет. А если мы говорим о приходе большого числа женщин в законодательную и исполнительную власти, то, думаю, это в определенный момент может случиться. Я так понимаю, страна — это огромная-огромная кухня, на которой только женщина и может быстро навести порядок. Я сейчас не имею в виду президентский уровень, я говорю об уровне губернатора, мэра. У женщины особый склад ума, для нее город или край — это как собственная квартира. Мужики по природе охотники, а женщины — хозяйки, они знают, на какой полке лежат чистые носки, где свалено грязное белье. Если представить, что семья — это модель государства, то его бюджетом эффективнее всего распоряжается именно женщина. От нее сложнее скрыть налоги и истинные доходы (сделать заначку), сложнее уговорить потянуть сроки со сдачей объекта (прибиванием полки), сложнее заставить смириться с грязью в городе (что подумают соседи…). Возможно, я слишком утрированно и категорично выражаюсь, но таково мое мнение.

— А с кем-то из политиков-женщин вы дружите?

— Я общалась с Ириной Хакамадой, но дело в том, что для меня люди, которые плотно занимаются политикой, — это люди из другого мира. Мне иногда кажется, если я у той же Хакамады спрошу, который час, она ответит в духе: «Вот если бы политическое положение в стране было таким-то, сейчас был бы такой-то час…» (смеется). По-моему, многие политики, в том числе женщины, часто занимаются политикой ради политики, забывая о жизни рядовых Марь Иванн и Иван Иванычей.

— Лена, как-то Сергей Шнуров говорил мне в интервью о том, что в возникновении феминизма виноваты прежде всего мужчины: «Какая удовлетворенная женщина будет думать о своих правах?!» Я со Шнуровым согласен, а вы?

— Я вам честно скажу, если бы вы мне не подарили вчера тот прекрасный букет цветов, после чего я почувствовала себя женщиной, любимой артисткой, вряд ли я нашла бы время на интервью (смеется).

 

Впервые с феминизмом я столкнулась во время поездки в Финляндию сразу после фильма «Интердевочка». Одна финская журналистка через переводчика-мужчину попросила меня об интервью. Ситуация была такова, что нам троим нужно было переправиться на ближайший островок. Мы сели в лодку, и, как мне казалось, естественно, мужчина взялся за весла. Не успел он ими и раза махнуть, как журналистка с криками их у него вырвала и принялась грести сама. Тридцать минут, пока мы не приплыли, девушка усиленно потела, а затем сорок минут, тяжело дыша, задавала мне вопросы. Я смотрела на нее и думала: «Господи, бедная женщина, ради чего ты так упахивалась-то?!» В конце концов я спросила, «ради чего», и она призналась, что феминистка. Уж извините, но таких идиотских форм феминизма я категорически не понимаю. С мужским сообществом нужно и можно искать компромисс, а те, кто этого не может сделать, для меня просто не женщины. Думаю, из всего моего ответа вы поняли, что со Шнуровым я согласна.

— Вам в жизни встречаются женские характеры, которые хотелось бы перенести на экран, на сцену?

— Недавно я прочитала документальную книгу, составленную из записей жены гениального физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау. История этой женщины потрясает. Она всю жизнь безумно любила своего мужа, а когда тот умер, стала сходить с ума. Чтобы остановить процесс, психотерапевты посоветовали ей начать описывать каждую секунду совместной жизни с Ландау. Жизнь оказалась страшной… Гений в науке в браке оказался монстром: изменял на глазах у жены, запирал ее в шкафу, нещадно бил… Я читала это с ужасом, а она писала с любовью, с целью вернуть те минуты. Уже к середине книги я поняла, что очень хотела бы сыграть такую женщину, а точнее — такой силы характер, любовь и терпение. При том что жена Ландау была еврейкой, сущность ее любви, сила ее всепрощения, на мой взгляд, очень перекликаются с сущностью русской женщины.

— Вы много играли несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек… По-вашему, страдать — это судьба наших женщин?

— Я так не думаю. Даже когда я играла очень трагические роли, пыталась добавить в них самоиронии. Смех, ироническое отношение к себе — это психологическая защита, спасение. Женщина — источник жизни, поэтому она не имеет права впадать в отчаяние, сидеть и годами упиваться своим несчастьем, жалеть себя… Поскольку в нашей жизни сейчас больше отрицательных эмоций, нам, артистам, сценаристам, режиссерам, надо стремиться показывать больше положительных моментов, говорить о способах преодоления самых безвыходных ситуаций. Надо ободрять людей.

Я хотела бы посоветовать читательницам журнала «АиФ. Дочки-Матери» больше любить себя. Русским женщинам надо повысить самооценочку, от этого всем станет только лучше…

— Как складываются ваши отношения с сыном? Вы строгая мать?

— Я ужасно занятая мать. Постоянно пропадаю в театре и на съемках. По возможности стараюсь брать сына с собой. Сейчас он уже взрослый парень, 7 ноября ему исполнилось 14. Не так давно он дебютировал в кино, снялся в приключенческом фильме Аллы Суриковой «Если завтра в поход». Он играл мальчика-«ботаника» по кличке Платон. Интересно, что в этот кинопроект утвердили сначала его, а уже потом меня. Эта работа явно пошла сыну на пользу. Дениска повзрослел и стал намного серьезнее.


ЭКСТРЕМАЛЬНО

Вместе с сыном Елена профессионально катается на лошадях. Все началось с соседской конюшни недалеко от загородного дома Яковлевой. Сыну понравились лошадки, и он загорелся ездить верхом. Мама не захотела отставать. Теперь они умеют ездить рысью и галопом.

Сергей ГРАЧЕВ. Фото Елены СИДЯКИНОЙ, Сергея ИВАНОВ
 


 

Создание сайта:    
Web-дизайн, сопровождение:
Агентство "Третья планета" www.3Planeta.Ru
Программирование: Студия 3Color.Ru