Новости, анонсы, афиша
Архив новостей
Подписка на новости

Биография
Награды
Фотоальбом

Интервью
Рецензии
Публикации

Роли в театре
Текущий репертуар
Фильмография
Литературная основа [ ! ]

Форум
Гостевая книга
Интересные ссылки
Театр Современник
На главную


Елена Яковлева: «Я – успешная и счастливая!»

Карьере Елены Яковлевой в кино и театре могут позавидовать многие. Но на первом месте у нее всегда стоит семья. А главной своей удачей актриса считает рождение сына.

Актерская карьера складывается из зрительского обожания, удачных ролей и, прежде всего, бесконечной занятости. Поэтому у Елены Яковлевой есть ровно час, чтобы перед началом спектакля дать интервью журналу "Gala Биография" в гримерке "Современника".

- Для многих вы - олицетворение состоявшейся женщины, обаятельной, сильной, талантливой. Что для вас значат слова "успешная женщина"?

- Вряд ли этому можно дать четкое объяснение! Наверное, это та, у которой есть любящий и любимый муж, хорошие дети, удачная карьера, приносящая большие деньги. При этом я немного не понимаю столь модного сегодня словосочетания «бизнес-вумен» - для меня это нечто неопределенное, что и по-русски сложно выговорить. Что такое бизнесмен, попять еще можно, но вот бизнес-вумен... Считаю ли я себя успешной? В общем, да, чего уж там кокетничать. Всему тому, что у меня сейчас есть, я обязана своей семье, а еще случаю, судьбе, или, может быть, просто стечению обстоятельств. Наверное, из всего вышеперечисленного набора и складывается такое понятие, как успех. С другой стороны, смотря что считать для себя успехом. Для меня, например, карьеру и личную жизнь совершенно невозможно разделить ни в какой профессии.

- Но есть же упомянутые вами «бизнес-вумен», для которых на первом месте всегда стоит карьера. Да и среди ваших коллег, актрис, такое положение вещей отнюдь не редкость.

- Мне кажется, они себя просто обманывают. Ну скажите, кому из нас не хочется быть счастливой? А для нас, женщин, счастье заключается все же не в работе, а в семье, детях, муже. Когда дома плохо и одиноко, работа становится единственным спасением. Но это же не может быть формулой успеха! Это ни в коем случае не значит, что я осуждаю тех, кто целиком посвятил себя работе. Мужикам в этом смысле легче - они могут позволить себе все купить. Пусть он даже некрасивый, толстый, лысый, зато у него есть большой кошелек — и, пожалуйста, весь мир у его ног. Мы. женщины, уже к этому привыкли, и смотрим на все это нормально, даже с пониманием. Не считается моветоном, когда идет красивая молодая под три метра ростом модель, а с ней рядышком вышагивает просто «кошелек». Но если окружающие видят некрасивую, да еще и немолодую женщину, которая гуляет под руку с мужчиной а-ля Ален Делон, то сразу же начинаются сплетни и и осуждение.

Елена Яковлева родилась в небольшом городке Новоград-Волынсиий Житомирской области, на севере Украины. Ее отец, Алексей Николаевич, - военный, а мать, Валерия Павловна, работала в НИИ, В 1978 году Елена закончила школу в Харькове, а через два года приехала в Москву. Здесь она сразу поступила в ГИТИС (сегодня РАТИ) на курс Владимира Андреева. В кино Елена Яковлева начала сниматься в 1983 году - режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил её, тогда еще студентку третьего курса, на роль цирковой артистки Леры в лирической комедии "Двое под одним зонтом". На следующий год Елену Яковлеву приняли на работу в Московский театр "Современник". За ее включение в труппу театра члены худсовета тогда проголосовали единогласно - это редчайший случай в театральном мире.

- Многие москвичи считают, что приезжим с их амбициями и целеустремленностью все достается легче и быстрее. Вам помогли в вашей карьере "провинциальные" амбиции?

- Да что вы,какие там амбиции! Я жила в общежитие ГИТИСа, в крохотной комнатушке, где помимо моей кровати стояли еще три, и жили там такие же, как я, "амбициозные девчонки".Наше утро начиналось со сбора копеек на булочку и кефир, чтобы с утра не идти на лекцию уж совсем голодными. Мы в первый раз оказались без материнского присмотра: ни совета спросить, ни в плечо поплакаться. Я считаю, что все зависит не от того, откуда ты приехал, а от характера и желания чего-то достичь. И в Москве, и в глубинке можно всю жизнь пролежать на диване. Хотя я слышала, что по статистике якобы у нас, "иногородних", действительно, карьера складывается более удачно. С нашего курса таких иногородних, как я было, по-моему, семь человек. Но я , между прочим, не могу сказать, что в жизни у них все так же удачно сложилось.

- А вам пришлось испытать на себе пресловутый комплекс провинциала?

- Может показаться странным, но сначала он из вообще отсутствовал. Это потом, когда у меня уже что-то стало получаться, меня вдруг, как щенка начали тыкать носом в каждую «лужу». Мол, куда я, немосквичка, молодая и неопытная, лезу! Меня это дико задевало, особенно когда такими вещами занимались наши именитые критики. Я все время честно пыталась понять - и чего же их всех так волнует, откуда я приехала? Ужасно, когда тебе постоянно говорят, что ты не такая, как все, и вряд ли у тебя здесь что-нибудь получится. Тем более что журналисты до сих пор путают,где я родилась. По молодости это задевало, а сейчас думаю - ну и ладно, пусть путают. Мало того - я сумела из этого вынести для себя немалую пользу. Благодаря этому я активно занялась самообразованием : запоем читала, ходила по театрам, пересмотрела кучу фильмов — впитывала в себя, как губка, чтобы знать больше их. И знаете - мне стало легче, ведь такая требовательность к себе очень помогает выживать.

- Вы, похоже, человек самокритичный, любящий копаться в себе?

- Ой, да, это во мне есть! Мне кажется, это нормально для любого творческого человека. Но любая самокритика должна быть по делу. Не люблю людей, истерически ищущих любую ошибку в своих поступках, ролях...

- Вы давно уже профессиональная актриса. А удалось вам за это время избавиться от мандража перед выходом на сцену?

- Иногда мне кажется, что у меня даже выработалась привычка - понервничать перед спектаклем. (Смеется.) Если не нервничать и быть спокойной - тут же начинаешь волноваться: а что это я совсем не дергаюсь? Неужели так уверена в себе? Например, первые спектакли страшны тем, что совершенно неизвестна реакция зала. Могут сорваться твои паузы, или репризы не прочтутся, не услышатся. А на спектаклях, которые играешь долго, - обратная реакция. Начинаешь анализировать все удачные моменты. И уже нервничаешь из-за того, что хочется сыграть лучше, чем в предыдущий раз. И так всю жизнь.

- Многие актеры замечают, что реакция нашей публики иногда абсолютно непредсказуема.

- Я, пожалуй, соглашусь, потому что столько чудиков встречаешь - говорю это абсолютно без негативного смысла. Люди иногда так интересно реагируют на спектакль! Например, на комедии сидит в зале одна хохотушка и своим заразительным смехом заводит других зрителей, сидящих вокруг. И вот уже к середине спектакля в зале сидит целая группа хохочущих людей. В финале вся эта компания доводит остальных до гомерического хохота. А ты стоишь на сцене и думаешь, как бы самой не засмеяться. С одной стороны, такая реакция, конечно,очень приятна для нас, актёров. А с другой - начинаешь задумываться: может, эта женщина впервые оказалась в театре, и у неё создается ощущение, что она сидит перед телевизором. Помню, у нас с Сергеем Гармашом в спектакле "Мурлин Мурло" идёт сцена, когда он играет моего соседа и ходит ко мне, молодой и одинокой, понятно с какими намерениями. И вот в сцене нашей с ним ссоры я, выставляя его за дверь, кричу "Если не прекратишь ко мне ходить, я всё твоей жене Ирке расскажу!" И вдруг из зала слышится убедительный женский голос: "И правильно сделаешь, так ему, кобелю, и надо!" А вот, например, в финальной сцене "Крутого маршрута" мы всей нашей женской группой стоим возле этой ужасной решетки, когда вокруг из темного зала, в гробовой тишине, дрогнувший мужской голос произносит: «Женщины, простите нас!" (Елена Яковлева быстро смахивает слезу.) Можете себе представить?

- Поэтому вы больше любите театр, чем кино?

- В кино нет такого накала эмоций. Там все словно «по кусочкам»: с большими паузами на переустановку света, камер, с бесконечными дублями. В этот момент ты расслабляешься, куришь, все вокруг что-то делают, болтают, суетятся. Это отвлекает от роли, ты не можешь сконцентрироваться. Но несмотря на это, я уже и не знаю, что для меня главнее - кино или театр. Если нет ролей в кино, мне становится скучно, но и без театра я жить не смогу.

- Почему вас, кстати, не снимают в комедиях - ведь и фактура, и потенциал, по-моему, есть?

- Ой, а я не знаю! Наверное, потому что кинорежиссеры мало ходят в театр и редко смотрят спектакли с моим участием. Если бы они посмотрели пару-тройку моих острохарактерных ролей, может, и позвали бы. (Смеется.) Мне бы очень хотелось попробовать себя в жанре комедии, но пока никто мне ничего так и не предложил. Наверное, в этом виноват не только режиссерский стереотип, но и мое «милицейское» киноамплуа, в котором меня привыкли видеть зрители.

- А есть роли, от которых вы не смогли бы отказаться ни при каких обстоятельствах?

- Раньше я постоянно отмечала про себя, какие роли мои и что я бы точно сыграла. Могла часами говорить, думать об этом. Но прошло время, и я поняла, что те роли,  которые ты действительно хочешь сыграть, сидят так глубоко внутри, что говорить о них нельзя. Это слишком сокровенное, родное. И если я о них буду кричать на каждом шагу, то в очередной раз все внутри себя растревожу. И что из этого хорошего выйдет? У меня есть и были роли, которыми я дорожу: в театре это Мария Стюарт, Элиза Дулиттл, а в кино, наверное, - «Сердце не камень» и «Воспитание жестокости  у женщин и собак». С последней картиной у меня была сложная ситуация: Инесса Селезнева, режиссер этого фильма, долго не могла решить, брать меня или нет, а мне очень понравился этот  сценарий. Тогда у меня был тяжелый период выжидания, я очень хотела добиться этой роли! Был еще фильм «Анкор, еще анкор!», где, несмотря на изначально небольшую мою роль, Петр Ефимович Тодоровский  пошел на ее расширение.

- Признайтесь, вы влюблялись в своих партнеров по спектаклям или фильмам?

- Ну а как же? Постоянно! Только как в героев, но не как в мужчин!

Елена Яковлева замужем за актером Валерием Шальных (он тоже актер, состоит в труппе "Современника"), у них растет сын Денис. Дома у семьи Яковлевых живут  две собаки - пожилой кокер-спаниель Гриша и юный  Дик, породы сибирский хаски.

- Вы помните день вашего знакомства с мужем?

- Да вы что? Я даже не помню, как мы с ним расписались. Когда долгое время работаешь бок о бок - репетируешь, играешь в одних и тех же спектаклях, вместе идешь домой, - то постепенно прикипаешь к человеку, он становится для тебя родным. У нас слишком затянулась дружба, которая незаметно вылилась в семейные отношения. Вместе мы уже очень долго, хотя это не первый мой брак - предыдущие были очень скоротечные. У нас с Валерой не было традиционной свадьбы, да и поженились мы скорее ради бытовых удобств, нежели по большому желанию. Раньше, когда мы ездили вместе на гастроли, в гостиницах при поселении в номер вдвоём всегда спрашивали паспорта с печатями. Чтобы просыпаться в одной постели, нам пришлось зарегистрироваться. На очередных гастролях, где-то в провинции, мы просто пришли в местный загс, и нам поставили печати. Как будто сто лет назад это было...

- Что вы цените в своём муже Валерии?

- Сложно сказать - невозможно любить мужчину, не находя в нём качеств, которыми можно восхищаться. Когда родился Дениска, у меня вдруг образовался плотный график съёмок и репетиций. И я всегда со спокойной душой оставляла сына на мужа, зная, что у них всё будет хорошо. В первую очередь я ценю в Валере то, что на него можно положиться. Я доверяю ему во всём. Но какой бы мужчина прекрасный ни был, без любви я не смогла бы с ним жить. Все время здесь бы (показывает на сердце) щемило, что мне не довелось испытать этого прекрасного чувства. Особенно я боялась не узнать любви в юности, когда непрерывно читала страстные любовные романы. Многие мужчины, которых я знала, обладали целым набором прекрасных качеств, но мне этого мало, чтобы бок о бок пройти с кем-то из них свой жизненный путь.

- А кто в вашей семье главный?

- Скорее, я, хотя Валера тоже...  (Смеется).По крайней мере, в быту последнее слов за мной. Если я, к примеру, покупаю какую-нибудь посуду, а ему категорически не нравится ни форма, ни цвет, я все равно ее беру. А потом он просто свыкается с ней, больше того - она даже начинает ему нравиться. Так его и воспитываем... Единственное, в чем я не смею навязывать ему свои вкусы, так это в одежде. Он всегда сам ходит по магазинам. Правда за столько лет я уже выучила его стиль, и иногда, когда нахожусь за границей, позволяю себе купить ему что-нибудь симпатичное.

- Вас легко обидеть? Чего вы никогда не простите?

- Я не такая обидчивая, как многим может показаться.Но если уж меня обидели, я очень долго
это переживаю, принимая все близко к сердцу.Я сделаю вид, что вроде бы простила и помирилась,но глубоко в душе еще долго будет сидеть заноза. Изучив характер своего мужа, на многое я просто уже не обижаюсь. А он по мере возможности старается не наступать на одни и те же грабли. Плюс утром чашка кофе в постель - и я вообще таю!

- Вам часто удается оставаться одной? Одиночество помогает вам в творчестве?

- Я вообще не могу жить одна. Когда я одна в квартире,мне очень тяжело: я включаю радио, все
телевизоры, читаю книги и газеты, обкладываюсь телефонами. Я вообще не представляю, как можно долгое время находиться в пустой квартире. Если мне нужно одиночество, я могу просто уйти в себя и не обращать ни на кого внимания. При этом я могу и готовить, и убираться.

- Вы не очень часто появляетесь на публике. Вы не светский человек?

- Я с удовольствием тусовалась бы или, как говорят, светилась чаще, если у меня на это нашлось бы время. Обычно все приглашения на вечеринки, которые мне присылают, совпадают со спектаклем или со съемками передачи или фильма.

- Как, кстати, вам работается на телевидении? Многих актеров оно уже успело затянуть в свои сети...

- К этому роду работы я отношусь как к необходимости. Для меня, как для артистки, это «кормушка» в хорошем смысле этого слова. Помимо материальных благ, это бесконечный источник информации: столько характеров через тебя проходит, ситуаций. Сидит человек и весь перед тобой как на ладони. Встречаются просто потрясающие судьбы. Летом, когда передача уходит на каникулы, забываешь обо всем, закрываешься, и вроде бы ничего тебя, кроме твоих собственных проблем, не беспокоит. А потом придешь на запись и с таким столкнешься! Сразу начинаешь терзать себя - думать, а как бы ты сама поступила, что бы предприняла в этой сложной ситуации? Жизни у всех людей разные, но, уверяю вас, среди нас очень много достойных людей, много героев. И это тоже повод для размышления. Одна артистка цирка ,делая  невероятные кульбиты, упала, переломав все, что можно. Получив инвалидность, не вылезала из больниц, где и познакомилась с одним известным хоккеистом, который не мог ходить после тяжелой автокатастрофы. Откуда у нее взялись силы, чтобы подняться из этой инвалидной коляски и продолжить жизнь, связав ее с инвалидом, взвалив на себя все его недуги? При этом она абсолютно уверена, что вдвоем они будут счастливы! Откуда это? В наше жестокое время... Молодая, красивая - и такая судьба. Этот случай я вспомнила к вашему первому вопросу про удачу, про успешную жизнь современной женщины...

- А вы верите в судьбу?

- Скорее, я верю своей интуиции. К ней надо прислушиваться. Хорошо бы каждый вечер просто немного посидеть и подумать, что хорошего, плохого или странного у тебя сегодня случилось. И почему, например, это "странное" случилось именно сегодня и именно с тобой. Психоаналитики говорят, это очень полезно - помогает избежать новых трудностей или ошибок. Но у меня пока не очень получается проводить подобные самоанализы, "проинтуичить" какую-нибудь ситуацию наперёд. Хотя в каких-то моментах я отчётливо чувствовала, как надо поступить. Все эти случаи, конечно, были не смертельны, слава Богу, а касались работы, разных проектов.

- Что вас легко может вывести из себя?

- Если бы этот вопрос вы задали мне 10 лет назад, я устала бы перечислять. Сейчас на многие
вещи я смотрю совершенно иначе! Я научилась от многого ограждаться. Просто поняла, что нервы не железные и я могу не выдержать. По мне теперь редко можно заметить, когда меня что-то задевает или раздражает.

-  От чего вы устаете?

- Ой, не знаю... Больше всего, наверное, устаешь от скуки: если твоя работа оказывается рутинной и бессмысленной!

Елена Абашкина
 


 

Создание сайта:    
Web-дизайн, сопровождение:
Агентство "Третья планета" www.3Planeta.Ru
Программирование: Студия 3Color.Ru