Молодая звезда "Современника"
оказалась самым неожиданным и ярким "лучом света" в эпатажной
премьере "Грозы"
Как же она непохожа на вальяжную Аллу
Тарасову - Катерину в киноверсии "Грозы" 1933 года, которую не
без умысла крутят в фойе перед началом спектакля! По сцене
ходит маленькая хулиганка с непередаваемой пластикой и ни на
что не похожими интонациями, от которой не оторвешь глаз (это
вообще фирменное свойство актрисы - не прикладывая никаких
видимых усилий, приковывать к себе всеобщее внимание).
Нашего зрителя удивить трудно, но такой Катерины он
еще не видел. Это женщина-взрыв, женщина-катастрофа. Никого не
могут обмануть ее хрупкая фигурка, фарфоровый профиль и
кукольные ужимки. Она голубкой воркует с мужем, кошечкой
ластится к свекрови - но та ее боится, потому что опытнее всех
и видит, кто поселился в доме...
Недаром священный для
поколений актрис монолог "Отчего люди не летают?" Хаматова
выкрикивает, растянувшись плашмя на мокром месте.
Хаматова принадлежит к тому типу актрис, о которых
говорят "женщина-ребенок". Отсюда замечательное исполнение
роли в спектакле "Мамапапасынсобака" и особая хрупкость, почти
детская уязвимость всех ее героинь - от чеховской Ирины до
Патриции у Ремарка. Она стала знаменитой после роли в фильме
Тодоровского "Страна глухих", где тоже сыграла молодую
женщину, почти девочку, легко находящую общий язык и с
глухонемыми, и с бандитами, но беспомощную в решении вопросов
собственной жизни, которые требуют иного, взрослого подхода.
При этом ее персонажи могут обладать и недюжинной силой,
особенно удивительной при внешней миниатюрности. Чулпан
замечательно пластична и музыкальна, а в "Грозе" еще
выделывает настоящие акробатические трюки, то бесстрашно
зависая где-то высоко-высоко, то стремительно спускаясь вниз
едва ли не по канату. Но главное - в ней есть та подлинность
чувств и сила характера, которые безошибочно чувствует
зритель, выбирая любимую актрису. Сегодня она сама
по-настоящему сильный человек и прекрасно знает, чего хочет в
жизни, а к таким людям всегда тянутся.
Умница, она
одинаково успешно играет и у своего учителя Алексея Бородина в
РАМТе, и у Галины Волчек, и в антрепризе. Недавно родила
вторую дочку и закончила съемки в сериале "Дети Арбата"
режиссера Андрея Эшпая, где у нее опять главная роль. Она, как
сама говорит, давно живет "в собственном пространстве принятия
решений" и ничего не боится. Не боится даже со временем
оставить сцену, поменять профессию: Не правда ли, такой подход
очень отличается от болезненной зацикленности на театре, когда
иная средняя артистка годами ждет ролей и спивается, а
журналисты взахлеб пишут о ее драме. У нынешних новая степень
свободы, и это, безусловно, чувствуется на сцене.
Поразительно, как легко и органично переходит актриса
от характерных сцен к лирическим и каких высот она в последних
достигает. Ее героиня наделена невиданной силой жизни и
энергией, и ей необходимо на что-то их тратить. До эпохи
эмансипации потратить такое богатство можно было только на
одно - и появляется он. Ее любовь безгранична и покоряет зал.
Катерина Хаматовой так ненавидит благопристойное мещанское
существование, что лезет любить Бориса (Юрий Колокольников)
под самые колосники, в прозрачную клетку для голубей, чтобы
видели все - и действительно, вокруг распахивается бесконечное
множество окон, в которых ветер раздувает белые занавески
(художник Александр Бродский).
А Кабаниха Елены
Яковлевой - вовсе не старая женщина; с чувством юмора и
неподдельной нежностью к неудавшемуся сыну. Поэтому знаменитая
сцена проводов Тихона, когда Кабаниха якобы всех унижает,
превращается в розыгрыш близких людей, которым надо же как-то
расцветить унылое существование в городе Калинове. Можно так с
Островским или нельзя - другой вопрос, хотя, думаю, что в
искусстве можно почти все, если это талантливо. Особенно
сегодня, когда знаменитые сюжеты принадлежат уже всей мировой
культуре - бери, что сможешь, и покажи, на что ты сам
способен.
Нина Чусова и берет, и доказывает. Она в
один спектакль вместила и Тихона, похожего на Бальзаминова
(сцена уставлена голубятнями, где воркуют настоящие голуби), и
презабавную интермедию на тему "Снегурочки" Островского, когда
во втором акте домочадцы разыгрывают этот сюжет перед
Кабанихой и гостями, а Катерина, конечно, Снегурочка, которая
тает на глазах.
Есть и уморительные "странные"
(странницы и приживалки в пьесе) - веселые девушки, откровенно
завидующие Варваре и Катерине.
Педагоги Хаматовой в
ГИТИСе (теперь РАТИ) говорили мне, что она с первого курса
существовала наособицу и никогда не занималась тем, что ей
неинтересно. "Скучно здесь!" - отчаянно кричит ее Катерина, и
именно это обстоятельство в конечном итоге и бросает ее в
объятия Бориса, и заставляет прилюдно каяться. Тема греха и
наказания за него - важнейшая для Островского, но в новом
спектакле "Современника" Катерина мучается не столько от
стыда, сколько от ненависти к окружающим ее пошлым и глупым
людям, жизнь которых откровенно неталантлива и однообразна.
Здесь царство не столько темное и страшное, сколько заурядное
и неинтересное, а для таких натур, как Катерина, это страшнее
смерти, поэтому она его и взрывает. Прозрение наступает потом,
когда от этого взрыва гибнет не один только постылый уклад -
гибнут еще и живые люди: враз поседевшая и постаревшая от
позора и боли за сына Кабаниха и беспробудно пьющий Тихон.
Поэтому в последней сцене с Борисом мы видим уже другую
Катерину - повзрослевшую, познавшую истину. Она судорожно
цепляется не столько за любовника, сколько за жизнь, но
понимает, что обречена. За финал этого спектакля можно
простить Чусовой многие ее пошлости и несуразицы в других
постановках: по тонкой веревочной лестнице куда-то вверх, в
синее пространство воды или неба, карабкается невесомая
женская фигурка. Сбоку вырываются клубы пара, как будто
подходит поезд, предназначенный для еще одной знаменитой
героини. Она, конечно, сорвется вниз и разобьется насмерть,
как всегда погибает красота, не выживающая в мире обыденности.
Каким образом авторам нового спектакля и актрисе
удалось завершить эту постановку, часто напоминающую
капустник, на такой высокой ноте, - не знаю. Чусова работает в
жанре эксцентрического шоу, обожает клоунаду, гротеск и всякие
приколы. Она эклектичная, безалаберная, не слишком подбирает
слова, когда признается: "Никому в голову не придет такая
фигня, которая мне вдруг приходит. Мой мир весь
фантастический, мне нравится мистика, в которой я существую. Я
и живу точно так же, в иллюзиях: "Ее легко ругать и
пародировать, когда она грозится переписать едва ли не всю
русскую классику. Но при этом Чулпан Хаматова лучшие свои роли
играет именно в ее спектаклях. Актриса своя на этом празднике
жизни, который многим представляется издевательством. Для
этого тоже нужна отвага - та самая, о которой писал когда-то
великий поэт, обращаясь к другой артистке. Времена меняются -
отвага остается.
Досье
Чулпан Хаматова
родилась в 1975 году в Казани. После школы несколько месяцев
проучилась в Финансово-экономическом институте, откуда
неожиданно ушла и поступила в Казанское театральное училище.
Сценическое образование она завершила в московском ГИТИСе на
курсе Алексея Бородина.
Актриса выступала на сценах
разных московских театров - Молодежного (где, в частности,
сыграла Анну Франк в "Дневнике Анны Франк"), "Современника"
(Патриция в "Трех товарищах"), Центрального детского и других.
В кино начала сниматься на третьем курсе - ее пригласил Вадим
Абдрашитов в картину "Время танцора". Роль Риты в фильме
Валерия Тодоровского "Страна глухих" принесла ей всероссийскую
славу. В 2004 году Чулпан Хаматова была удостоена приза
"Золотой маски" и выдвинута на Госпремию. Только что актриса
снялась в телесериалах "Империя под ударом" и "Дети Арбата", а
вскоре примет участие в съемках фильма (и телеверсии) "Казус
Кукоцкого" по роману Людмилы Улицкой.