«Отчего люди не летают так, как птицы?» Этим
вопросом артисты озадачили политбомонд, побывавший на премьере
«Грозы» в театре «Современник» вместе с Путиным.
Культурное чутье
То, что Путин с супругой пришли на премьеру
«Грозы», неудивительно: ее же поставила та самая молодая
хулиганистая постановщица Нина Чусова, о которой столько
говорят. Ну следят люди за театральным процессом. Правда, и за
ними следят.
Стоит появиться Путину на культмероприятии,
как оно странным образом оказывается культовым для толпы
политпаломников. Вот и тут: интерес к Островскому проснулся в
Аркадии Вольском и Павле Бородине, назавтра на спектакль
примчались опоздавшие экс-премьеры Евгений Примаков и Михаил
Касьянов. И пока, надо заметить, Касьянов не расцеловал Аллу
Пугачеву и не кивнул Максиму Галкину, второй акт не начался.
Отметать их право на беспокойное культурное
чутье ни к чему. Да и явка была необязательна. Но…в некоей
сатире Свифта «ученые» предлагали для ясности вместо слов и
фраз указывать рукой на предмет, о котором речь. А нашему
политбомонду и рукой не надо (ну мизинцем разве что). Хватит
нюха на закон высшего искусства. Ну и любви к Островскому,
кстати, почему нет?
Конфликт под пыткой и над бездной
…Катерина – Хаматова, поскользнувшись в
какой-то луже, чертыхается: отчего люди не летают так, как
птицы? Но собственно сам классический монолог позже произнесет
не она, а противная свекровь Кабаниха – Яковлева. В этом
спектакле они, в сущности, птицы одного полета. Только
Кабаниха подрезала себе крылья, подчинившись «моральным
устоям» и общественным правилам. А Катерина аж шипит
по-змеиному оттого, что не хочет, как все, не хочет правил.
Современная девочка. Да тут в городке Калинове все
продвинутые.
Отдается Борису (Юрию Колокольникову) в
голубятне, стоящей на сцене: голуби воркуют, окна в
трехэтажном каменном мешке распахиваются, сквозняк
пробирает…Красиво, аж жуть. И в финале – Кабаниха застыла как
статуя, а Катерина на веревочной лестнице зависает между небом
и землей. Совсем, кстати, по Добролюбову, оценившему «протест,
провозглашенный под данной пыткой и над бездной…» (Сюр такой:
под пыткой и над бездной)
Только отчего так стенала Яковлева, отчего
фыркала и страдала Хаматова, если «устои» и табу нынче – как
голуби – разлетелись, будто и не нужны были вовсе?
Политбомонду есть над чем теперь ломать голову.