Новости, анонсы, афиша
Архив новостей
Подписка на новости

Биография
Награды
Фотоальбом

Интервью
Рецензии
Публикации

Роли в театре
Текущий репертуар
Фильмография
Литературная основа [ ! ]

Форум
Гостевая книга
Интересные ссылки
Театр Современник
На главную


В прокат выходит

Премьерой в "Пушкинском" стартовала психодрама Валерия Тодоровского о неучтенных жертвах войны. Обласканный русской критикой (приз гильдии кинокритиков на XV фестивале "Кинотавр") и непонятый за рубежом (европейские кинозакупщики просят приделать к фильму хеппи-энд), он выходит пред нами, как есть: жестокий, инфантильный, безглазый, но все-таки весьма обаятельный.

Рассказы о кулуарных успехах картины Валерия Тодоровского могут казаться преувеличением, но автор сам наблюдал, какую овацию критики устроили на фестивале "Кинотавр". Съемочную группу "Франкенштейна" встречали хлопаньем и топотом, долго щелкали фотокамерами, а после часа полтора расстреливали благодарными репликами. При этом расспрашивали Тодоровского не о том, что за штуку он снял, а все больше о войне и политике, в которых Валерий "некомпетентен". Изложенная в картине фабула (адаптация истории солдата, вернувшегося из "горячей точки") обычна для газетных полос, но в кино попадает со скандалами: как в "Войне" Балабанова или чуть менее востребованном "Марш-броске" Стамбулы. Тодоровский как человек из хорошей семьи тему обыгрывает тактичнее: не переходит на язык насилия, а пытается его перевести.

В Москву плацкартным вагоном приезжает молодой ветеран: в тулупчике, сутулый, без глаза и со страшными историями в багаже. На фронте парню раскроило голову, но кулаки все так же крепки. А единственный глаз привычно делит окружающих на своих и чужих: первых надо защищать, а других бить тазом по черепу. Своих в городе четверо: нарядная столичная семья, где папа (Леонид Ярмольник), мать (Елена Яковлева) и дети румяные. Заезжий солдатик москвичам - с боку припека (он - вроде как бастард, прижитый отцом во времена бурной молодости). Но идти бойцу больше некуда. Поэтому, из чувства неловкости за счастливую сытую жизнь, вояку принимают на поселение и совместно пытаются воплотить единственную солдатову мечту: имплантировать искусственный глаз.

Совместное проживание, впрочем, скоро оборачивается проблемами: гость ежедневно проверяет замки, запрещает маячить перед окнами, а ночами ходит по дому и высматривает "духов" на чердаке. Контакт с калекой последовательно пытаются наладить все члены семейства. Но благие намерения разбиваются о его фронтовые рассказы: как уходили тогда в ночи, а он раскатал бэтээром десятка два мирных жителей.

Солдат не лишен чувства прекрасного: в глаз, к примеру, он просит алмаз, ну или еще что-нибудь яркое. Но семья бойца сперва терпит, а потом разворачивает травлю (сравнивая с киношным Франкенштейном) и наконец собирает ему чемодан, сует несколько купюр и вывозит с глаз долой.

Сыгран солдат Даниилом Спиваковским, комедиантом с московских подмостков, найденным Валерием Тодоровским в театре имени Маяковского. Сутулый, в черном наглазнике, он похож на того мишку, которого бросили на пол, оторвав предварительно лапу: такой же он никому не нужный и пропавший зазря. Во всяком интеллигентном зрителе он будит чувство вины за то, что он, а не ты - тот же чистый душевный порыв, который возникал на сентябрьских телеэфирах.

И все вышло бы гладко, будь режиссер дебютантом и снимай без оглядок, как дебютант. Но сегодня Валерий Тодоровский - один из главных российских кинематографистов: кроме собственных важных картин, он заправляет кинопроизводством на канале "Россия". Для него синема - не самовыражение, а некий культурный поток, который он направляет так и эдак, чтобы потом пускать по течению собственные белые кораблики. И тогда получается, что война - это просто модная оправа, а на самом-то деле Валерий опять снимал о своем. И придавленный временем Янковский, раскуривающий трубку в "Любовнике", и оглохшая Чулпан Хаматова в "Стране глухих", и одноглазый Франкенштейн, дожидающийся на людном перроне сгинувшего давно однополчанина, - это все истории об одном. Об одиночестве.

Кирилл АЛЕХИН

20.10.04

По материалам газеты "Известия"

 


 

Создание сайта:    
Web-дизайн, сопровождение:
Агентство "Третья планета" www.3Planeta.Ru
Программирование: Студия 3Color.Ru